Неуловимая и неприкасаемая
Почему уголовное дело Майры Курмангалиевой больше десяти лет не может попасть в суд?
Бывшая жена Болата НАЗАРБАЕВА вновь появилась в информационном пространстве минувшим летом. Известная бизнесвумен провела той в честь юбилея мамы, на котором погибла жительница Алматинской области, затем на нее написали заявление в связи с рейдерским захватом месторождения в Мангистау и, наконец, было возобновлено уголовное дело, зарегистрированное еще в далеком 2011 году. Но вот незадача - несмотря на наличие нескольких потерпевших и их готовность давать показания и подтверждать свои обвинения документально, расследование снова буксует! Почему же Майре КУРМАНГАЛИЕВОЙ так везет?
Мало уже кто помнит, но тогда, более десяти лет назад, на госпожу Курмангалиеву пожаловались несколько человек. Среди них была женщина по имени Жанара. Она указала в своем заявлении, что работала на супругу Болата Назарбаева, а потом та предъявила ей претензии якобы из-за украденной прибыли. Жанару против ее воли удерживали в подвале дома Курмангалиевой, требуя вернуть 500 тысяч долларов. В результате муж невольницы привез документы на квартиру и оставил их в качестве залога. Позже они продали квартиру и отдали Курмангалиевой около 100 тысяч долларов. Жанара рассказала все это не только полицейским, но и газете “Время” - в июле вышло ее интервью, в котором она потребовала привлечь Курмангалиеву к ответственности. Женщина призналась, что верит в Новый, Справедливый Казахстан, поэтому и решила повторно обратиться с заявлением в правоохранительные органы (см. “Хорошо забытое старое”, “Время” от 27.7.2022 г.).
Кроме Жанары в уголовном деле фигурируют и другие потерпевшие. Например, известный бизнесмен, похищенный, как он считает, по заказу Курмангалиевой. Его длительное время держали в плену и собирались убить, но исполнители по каким-то причинам не получили часть гонорара, поэтому согласились отпустить предпринимателя за солидную сумму. Оказавшись на свободе, он тоже пошел в полицию и был признан потерпевшим.
Наконец, еще одна жертва Курмангалиевой - женщина по имени Олеся. Она в своем заявлении указала, что была похищена неизвестными, ее удерживали несколько дней незнакомые мужчины, угрожали убийством, а потом побрили голову и выбросили на улицу без одежды. В качестве мотива преступления Олеся указывает ревность со стороны Майры Саудабаевны к ее супругу.
Все эти факты были изучены правоохранительными органами в 2011 году. Осенью того года Курмангалиеву официально признали подозреваемой и в октябре даже объявили в розыск, поскольку она покинула страну. Бизнесвумен находилась за рубежом около двух лет, а в ноябре 2013-го вернулась в Казахстан из одной арабской страны.
И вот ведь какое совпадение - именно тогда Майре Саудабаевне изменили меру пресечения на домашний арест! Причем случилось это не сразу. Сначала санкцию рассмотрел Алмалинский районный суд Алматы, куда поступило ходатайство от заместителя начальника следственного управления МВД Олега ЛУПИЙЧУКА, поддержанное заместителем прокурора Алматы Талгатом ХАСЕНОВЫМ. Но судья Каинжамал БУХБАНОВА просьбу силовиков о смягчении меры пресечения не удовлетворила, учитывая тот факт, что Курмангалиеву подозревают в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, плюс она два года была в розыске. Поэтому судья решила, что подозреваемая должна сидеть в следственном изоляторе.
Однако Лупийчук и Хасенов не успокоились и пошли в апелляционную инстанцию горсуда Алматы. На этот раз ходатайство рассмотрел судья Зиядинхан ПИРНИЯЗ и не согласился со своей коллегой Бухбановой. По мнению Пирнияза, госпожу Курмангалиеву можно оставить под домашним арестом, учитывая ее добровольную явку, наличие несовершеннолетнего ребенка и постоянное место жительства.
В марте 2014 года расследование было официально завершено и составлен обвинительный акт. Но затем уголовное дело зависло где-то между судом и прокуратурой, поскольку-де надо устранить какие-то нарушения, что-то дорасследовать, кого-то еще раз допросить. В общем, причины банально-формальные. В итоге материалы оказались на какой-то дальней полке.
Ну а пока люди в погонах решали, что же делать с уголовным делом Курмангалиевой, их смежники в мантиях снова изменили подозреваемой меру пресечения. В горсуде Алматы 1 апреля 2014 года состоялось еще одно заседание, где было решено, что Майру Саудабаевну неправильно держать под домашним арестом, достаточно подписки о невыезде. Напомню, Курмангалиеву все еще подозревали в совершении тяжких и особо тяжких преступлений!
Несмотря на эти обстоятельства, женщина чувствовала себя абсолютно спокойно и в апреле 2015 года организовала в Алматы свадьбу своего сына Данияра КЕСИКБАЕВА, взявшего в жены дочку премьер-министра Малайзии Наджиба РАЗАКА, позже осужденного за коррупцию.
Ну и, собственно, все. Следствие больше не стало отвлекать Курмангалиеву от свадеб и поездок, расследование окончательно забуксовало, и о нем благополучно забыли на восемь лет, пока в июле 2022 года в департамент полиции Алматы не поступило новое заявление от Жанары.
И вот прошло еще три месяца. За это время органы так и не решили, что делать с фактически завершенным расследованием. Генеральная прокуратура забрала дело себе для проверки, даже была идея объединить его с заявлением по рейдерству, поступившим в Агентство по финмониторингу, но в итоге материалы просто вернули в полицию Алматы. И вот теперь очень интересно: распространяется ли магия Нового Казахстана на Майру Курмангалиеву - предстанет ли она наконец перед судом или по-прежнему останется неприкасаемой?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы