4776

Чемодан без ручки

Дважды за два года акимат Шымкента пытался с подачи правительства продать местный аэропорт. И оба раза безуспешно

Чемодан без ручки

Точку во второй попытке торгов поставил городской специализированный межрайонный административный суд, признав действия акимата незаконными. Власти вменяется нарушение принципов честной конкуренции. С жалобой на действия акимата при проведении тендера в департамент по защите и развитию конкуренции (ДЗРК) Шымкента обратились сразу три компании, заявив об ущемлении их интересов. Одна из них затем обратилась в суд.

Первые торги по продаже аэро­порта Шымкента, назначенные на 8 октября 2020 года, не состоялись из-за того, что была подана и принята только одна заявка на участие в них, а претендентов должно было быть как минимум двое (см. “А торг здесь уместен?”).

Тогда возникла довольно скандальная ситуация, но тем не менее уже в ноябре того же года между акиматом Шымкента, АО “Аэропорт Шымкент” и авиакомпанией SCAT была согласована “Дорожная карта” по отчуждению земельного участка в 6 га в собственность SCAT, которая на свои деньги вот уже несколько лет на соседнем участке строит новый аэропортовский терминал. На этих 6 га предполагается размес­тить-смонтировать телескопические трапы и 12 стоянок судов. (К слову, аэропорт располагает сегодня 24 стоянками для парковки и базирования самолетов). Общая площадь этих двух участков составляет порядка 10 га.

ДЗРК в ответ на эти планы направил договорившимся было сторонам уведомление о недопустимости создания привилегированного положения одной авиакомпании над другими. “Дорожную карту” отменили. А 24 января 2022 года акимат Шымкента предпринял еще одну попытку передать аэропорт в доверительное управление на 10 лет с правом выкупа.

Стартовая цена лота - 5,6 млрд тенге, обязательный гарантийный взнос - 854,2 млн тенге. Торги в феврале этого года должны были состояться уже даже с одним участником. В тендерных условиях помимо сохранения профиля аэропорта - улучшение технического состояния, реконструкция, модернизация инфраструктуры до современных стандартов.

Кроме того, обязательным к исполнению пунктом - вы не поверите! - была указана и передача будущего притерминального перрона в собственность компании, которая строит новый терминал, то есть SCAT. Как так? А вот так!

А дальше - еще интереснее: площадка, на которой SCAT возводит новый терминал, находится вне зоны нынешнего аэропорта, а территория под новые телескопические трапы и стоянку судов - тот самый перрон, те самые 6 га - в черте воздушной гавани!

Но продолжим.

В преддверии нынешних торгов авиакомпания “Эйр Астана”, АО “Аэропорт Шымкент” и ТОО “Airservis”, обслуживающее шымкентский аэропорт, обратились в антимонопольный орган с жалобами на антиконкурентные действия акимата. В частности, нацперевозчик заявил, что SCAT будет иметь гарантированные места для стоянок своих воздушных судов, платить ей за них не придется, что даст этой авиакомпании дополнительное конкурент­ное преимущество и по стоимости билетов, и по времени прилетов и вылетов.

- Собственник перрона в итоге действительно имел бы привилегированное положение и диктовал бы условия аэропорту и другим авиакомпаниям в выборе графика полетов, тарифах и прочем. Возникли бы дополнительные расходы, которые повлияли бы на стоимость авиабилетов. Это недопустимо, - пояснил “Времени” заместитель руководителя ДЗРК Шымкента Ернар КОСБАЕВ (на снимке), лично разбиравшийся в поступивших жалобах. - Нарушения были допущены управлениями финансов и пассажирского транспорта и автодорог, которые организовывали торги. Условия конкурса содержали нарушения, способствующие возникновению частной монополии. Торги мы приостановили. Далее ТОО “Airservis” обратилось в суд, оспаривая действия акимата.

- Условия торгов были составлены именно под SCAT, - утверждает в свою очередь представитель АО “Аэропорт Шымкент” Игорь КИЗЕР. - Согласно им, в торгах не могут принять участие лица, кроме тех, кто уже владеет аэропортом в Казахстане. А в Казахстане частных аэропортов всего несколько. Кроме того, победитель тендера в любом случае будет обязан передать им перрон со всей инфраструктурой. За 5,7 млрд тенге - сплошные условия! Кто же на это пойдет, кроме SCAT?! Складывается мнение, что шымкентский аэропорт отдают этой компании, чтобы помочь с окончанием долгостроя пассажирского терминала. А потом обанкротить аэропорт, и все платежи пойдут в SCAT. В итоге самостоятельное прибыльное предприятие с огромной историей будет уничтожено. В нашем коллективе более 600 сотрудников. И мы считаем, что аэропорт как стратегический объект должен оставаться в собственности государства.

Возмутились жалобщики и еще одним пунктом в требованиях к участникам торгов: опыт работы в управлении аэропортом не менее пяти лет. Как оказалось, он противоречит законодательным нормам. Но вполне подходит для потенциального победителя, которым вполне могла стать компания… В общем, догадайтесь сами.

- SCAT управляет аэропортом Тараза. И, насколько нам известно, цена авиабилетов для таразских пассажиров значительно повысилась. Стоимость компенсационных платежей за обслуживание регулярных рейсов других авиаперевозчиков возросла. В Шымкенте может повториться то же самое, - приводят свои аргументы юристы ТОО “Airservis”.

Впрочем, свои претензии есть и у авиакомпании SCAT. Она не скрывает своих намерений заполучить в собственность те самые 6 га. Более того, заявляет, что без реконструкции перрона и возведения галерей с телескопическими трапами завершить строительство нового пассажирского терминала невозможно. Пассажиры попросту не смогут попасть в самолет из терминала.

- Между акиматом и нашей авиакомпанией был заключен меморандум о сотрудничестве в реализации проекта нового пассажирского терминала аэро­порта Шымкента, - пояснили в пресс-службе SCAT. - Согласно ему акимат принял на себя обязательства выделить два земельных участка - под здание терминала и места стоянок воздушных судов. Кроме того, проведение подъездной дороги, строительство привокзальной площади и подведение необходимых коммуникаций и сетей. Авиакомпания строит новый пассажирский терминал аэропорта и стоянки для воздушных судов за счет собственных средств. Строительство пассажирского терминала завершено на 85 процентов. Инвестиции компании в проект на сегодняшний день - 12 млрд тенге. Однако акимат города исполнил свои обязательства лишь частично: не представлен земельный участок для перрона. А без него введение объекта в экс­плуатацию невозможно.

Обвинения в антиконкурентных действиях в SCAT отвергают: за предоставление перрона другие авиакомпании не будут платить, стоянки для воздушных судов будут предоставляться им бесплатно до трех часов, слоты времени вылета и прилета воздушных судов будут выделяться согласно правилам, установленным ИАТА. Да и АЗРК в любом случае будет проверять на обоснованность каждый тариф.

Но в итоге торги в очередной раз отменены, и ситуация зашла в тупик. Три года назад акимат не без труда получил от Минобороны земельный участок, затем его передали сначала во временное землепользование, а после в собственность АО “Аэропорт Шымкент”. После возникла идея с продажей всего аэропорта, включая будущий перрон. И вот в этих действиях SCAT усмотрела хитрость акимата: после завершения строительства нового терминала цена действующего, то есть старого, значительно снизится. И за 5,6 млрд тенге его уже не продашь.

В общем, полный винегрет - намешано столько всего!.. Или запутанный клубок интересов сторон. Как кому нравится.

Ясно одно: власти города оказались в патовой ситуации. И терминал новый хочется, и с землей надо что-то решать, коль уж взяли на себя обязательства. В этих обстоятельствах предпримет ли акимат Шымкента третью попытку провести торги?

Алиса Масалёва, Шымкент

Поделиться
Класснуть