34532

Ушли на три буквы

Почему правоохранительные органы не ищут 257 миллионов долларов, украденных из Банка Астаны и предназначавшихся для проекта Astana LRT?

Ушли на три буквы
Фото с сайта ru.sputnik.kz

В новом году с подачи главы государства на передний план вышла тема строительства LRT в столице. Многострадальный проект был запущен более 10 лет назад и, по задумке авторов, должен был стать одним из символов главного города страны. На бумаге все выглядело очень красиво: туристы прилетают в Нур-Султан и прямо из новенького терминала отправляются на легкорельсовом транспорте в центр города, прямиком еще к одному футуристическому объекту - железнодорожному вокзалу. По факту же город получил кучу бетонных опор, тоже в какой-то степени ставших символом столицы. Почему так случилось? Просто во время строительства куда-то пропали деньги. И многочисленные расследования так и не дали ответа на вопросы, кто же украл более 250 миллионов долларов, полученных от Государственного банка развития Китая в качестве займа, и почему эти люди до сих пор не понесли никакой ответственности.

Проект легкорельсового транспорта задумывался как еще одна фишка новой столицы Казахстана, и, по идее, его должны были реализовать аккурат к выставке EXPO-2017. “Зеленая” экономика, энергия будущего - к этим громким лозунгам электричка, летящая над землей, подходила идеально. Но с самого начала модная игрушка оказалась с изъяном, как будто ее сглазили.

Сейчас, спустя годы, совершенно очевидно, что чиновники на всех уровнях не до конца понимали, для чего нужен этот вид общественного транспорта. Если для проезда жителей от вокзала до аэропорта, то не нужно ставить бетонные столбы - достаточно сделать заборчик и пустить за ним обычный автобус. Это называется BRT - скоростной автобус­ный транспорт, широко применяемый во многих странах мира, например в Бразилии, Аргентине, Турции, Израиле. В ноябре 2013 года на самом верху решили строить именно BRT - на совещании по развитию Астаны под председательством первого президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА согласовали проект скоростного автобуса вместо легко­рельсового метро в том числе из-за разницы в стоимости работ.

И именно BRT чиновники пытались спроектировать в начале 2014 года. Тогда уже на менее высоком уровне прошло совещание под руководством Бакытжана САГИНТАЕВА, на тот момент первого заместителя премьер-министра. Он дал поручение акимату столицы в срок до 3 февраля разработать смету затрат на проектно-сметную документацию, оплату международных консультаций и прочие расходы.

4 февраля Сагинтаев провел еще одно совещание, где дал новые поручения - например, существовавшее на тот момент Министерство регионального развития получило команду утвердить специальные условия для проекта и проконтролировать, чтобы он прошел госэкспертизу. Отвечал за это нынешний руководитель фонда “Қазақстан халкына” Болат ЖАМИШЕВ. На Министерство транспорта и коммуникаций возложили обязанность согласовать и утвердить все расходы.

Но уже тогда планы начали проседать. Например, вице-министр транспорта и коммуникаций Мереке ПШЕМБАЕВ (сейчас он занимает аналогичную должность в МЧС) начал сразу же жаловаться, причем в письменном виде, что акимат Астаны не дает ему документы по проекту: дескать, как мы будем утверждать расходы, если не понимаем, что надо строить?

Аналогичные письма строчил Сагинтаеву и Аскар ЖУМАГАЛИЕВ, на тот момент глава Минтранс­порта. И он писал, что, дескать, городская администрация столицы недорабатывает, поэтому у всех горят сроки.

Дошло до того, что акиму Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВУ пришлось направить предложение премьер-министру Серику АХМЕТОВУ, позже осуж­денному за коррупцию, о проведении специального совещания по BRT: дескать, у нас подобных решений еще не реализовывали, поэтому необходимо подключать все госорганы и навалиться на проблему сообща.

И лишь в марте 2014 года акимат наконец-то согласовал затраты и технико-экономическое обоснование проекта. Это была скоростная автобусная линия от аэропорта до вокзала. Никаких тебе бетонных чушек и надземного метро.

После этого бюрократическая машина наконец-то завелась: документы согласовали в Министерстве транспорта и коммуникаций, где, кстати, сменился руководитель - вместо Жумагалиева ведомство возглавил Женис КАСЫМБЕК, нынешний аким Карагандинской области. Кивнул головой и Жамишев, глава Минрегионразвития, - он доложил Сагинтаеву, что госэкспертиза пройдена, цена проекта подсчитана.

И все шло хорошо: документы согласованы, деньги есть, даже смена акима Астаны не повлияла на ситуацию. Новый градоначальник Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ в конце 2014 года отчитался курировавшему проект Сагинтаеву, что все идет по плану, выбраны подрядчики из Франции, Испании и США, а автобусы купят у местных поставщиков.

Но потом что-то изменилось. Прошедший все согласования и экспертизы проект выбросили в урну и решили все-таки сделать электричку, парящую над землей. При том, что у этой идеи с самого начала были противники - например, не до конца было ясно, как поведут себя рельсы при жутких столичных холодах, к тому же одно дело - огородить полосу для автобусов и совсем другое - поставить бетонные основания на 22 километра! Где взять деньги?

Деньги нашлись в Китае, где соглашение о сотрудничестве подписал новый премьер-министр Карим МАСИМОВ. Серик Ахметов к тому моменту стал министром обороны, а потом и вовсе оказался в статусе подозреваемого по делу о хищениях.

Таким образом, вполне доступная и нужная растущему городу выделенная полоса для автобусов сменилась очень красивым, но при этом жутко дорогим электропоездом, летящим по бетонным опорам, как в Дубае. Сторонники линии BRT - Тасмагамбетов, Ахметов, Сагинтаев и прочие - свои долж­ности покинули. А сменившие их чиновники решили взяться за LRT. В городе начали активно заливать основания для железной дороги, выкупать и огораживать участки, ну а картинка монорельсовой электрички перекочевала на многочисленные брошюры про EXPO и Астану.

Что любопытно, деньги на все это поначалу были. В конце 2016-го на счета Банка Астаны упали 250 с хвостиком миллионов долларов. Это был первый транш, выделенный китайскими партнерами.

Почему в качестве оператора стройки выбрали именно этот банк - главная загадка в этой истории. Банк Астаны начал функ­ционировать в 2014 году. Его акционер Олжас ТОХТАРОВ регулярно давал интервью, где обещал завоевать рынок новыми технологиями, но в итоге оказался втянут в уголовное дело бывшего министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА. Весной 2018-го Бишимбаев был признан виновным в коррупционных преступлениях, а Тохтаров к концу того же года лишился лицензии. Ну и еще выяснилось, что из банка пропали все деньги LRT.

Позже Счетный комитет установил, что чиновники разрешили банку распоряжаться занятыми у китайцев деньгами как своими. То есть соглашение между компанией, строившей метро, и структурой Олжаса Тохтарова было составлено явно в пользу банка. И именно банк куда-то подевал более 250 миллионов долларов.

Разумеется, правоохранительные органы пытались разобраться, по какой причине столь многообещающий проект превратился в долгострой, да еще и с долгами. Расследование даже довели до суда, где нескольких чиновников признали виновными в хищениях, а потом приговор был отменен, следствие продолжается до сих пор. Но важный нюанс: в орбиту уголовного преследования попали мелкие чиновники, в частности занимавшиеся разработкой проекта BRT. А деньги украли на строительстве LRT. Где же логика?

И еще один любопытный момент: никто из вышеперечисленных высокопоставленных бас­тыков так и не был привлечен к ответственности, как и акционер Банка Астаны Тохтаров. Почему же этого не произошло? Здесь можно только выдвигать предположения: возможно, все дело во влиятельных покровителях или в недостатке доказательств. Или просто в том, что всем очевидно, кто может быть причастен к исчезновению астрономической суммы, поэтому следствие и не пошло искать деньги, отправленные из банка в неизвестном направлении, либо наткнулось на серьезные барьеры.

Но, быть может, в новом Казахстане таких преград уже не будет?

P.S. С недавних пор в этом громком деле появился очень важный свидетель - бывший заместитель акима столицы Канат СУЛТАНБЕКОВ, ныне проживающий в США. На своей странице в Фейсбуке он уже несколько раз заявлял о готовности дать показания и рассказать, куда мог­ли пропасть 257 миллионов долларов, но почему-то в правоохранительных органах его не слышат. Неужели не интерес­но установить истину и наказать настоящих виновных?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть