И так сойдёт?
Как государство на чужой афере деньги сэкономило
Уголовные истории бывают по-своему прекрасны. В Караганде за бюджетный счет подремонтировали жилую многоэтажку. Дом теперь выглядит приличнее, чем прежде, и притом государство осталось в определенном плюсе. Так произошло отнюдь не потому, что чиновники избрали самое дешевое тендерное предложение. Просто директор подрядной организации посчитал себя хитрее всех, но эпично опростоволосился с подменой стройматериалов.
В прошлом году в самый разгар коронавирусной напасти местные власти решили навести в Караганде красоту и порядок. Домам на некоторых улицах придали единый архитектурный стиль, а кое-где обновили непрезентабельно выглядевшие кровли и фасады. Таким образом убили сразу двух зайцев: и город преобразили, и строителям подогнали объем работы по госпрограммам вроде “Дорожной карты занятости”.
Одним из 212 избранных властями “счастливчиков” стал дом №31 по улице Приканальной (недавно переименована в улицу Сарыарка). В отличие от большинства других строений он не был старым и не требовал капитальной замены обветшавших конструкций. Эту многоэтажку построили всего с десяток лет назад для жилищных очередников. И вся проблема здания сводилась к тому, что местами осыпалась внешняя отделка.
В подобном случае акимат обычно рекомендует жильцам обращаться в свой кондоминиум, собирать деньги и ремонтировать фасад самостоятельно. И поначалу на жалобы обитателей дома звучал именно этот ответ. Но прошлым летом людям неожиданно повезло, казенные деньги на их дом все-таки выделили. Вероятно, потому, что неподалеку сейчас строят так называемый новый центр Караганды с грядой административных зданий и жилых высоток-человейников. Многоэтажка на Приканальной особыми архитектурными или визуально интересными изысками, как ее соседи, не блещет, но все же ее решили подлатать, наверное, чтобы общую картину своим потрепанным видом не портила.
Всего в прошлом году на разительные метаморфозы из бюджета выделили порядка 6,4 млрд тенге. Акимату Казыбекбийского района из них досталась львиная доля - 4,8 млрд. А конкретно на подновление дома №31 на Приканальной государство расчехлилось на 271 млн 765 тысяч 760 тенге. Заказчики текущего ремонта фасада в лице районного акимата и ТОО “Карагандастройконструкция” привлекли специалистов авторского надзора, которые заложили в смету алюминиевые линеарные панели. Они предназначены для облицовки зданий и похожи на сайдинг. Стоимость одного квадратного метра этого стройматериала, по расчетам спецов, составляла 7743 тенге без НДС.
Непосредственно выполняла работы фирма “СМК INVEST”, директор которой Бахытжан АДАМБАЙ смекнул, что на этом объекте можно обратить часть денег в свою пользу. Как сухо сказано в материалах уголовного дела, он осознавал, что руководитель “Карагандастройконструкции” не имел опыта в строительно-монтажных работах по ремонту фасадов многоэтажных жилых домов. После заключения договора подряда Адамбай из личной корыстной заинтересованности в целях незаконного обогащения задался преступным умыслом, направленным на совершение мошенничества в особо крупном размере.
В принципе, ничего оригинального Бахытжан Адамбай не придумал. На наших стройках часто качественные стройматериалы меняют на дешевое “что попало под руку”. Вот и здесь подрядчик втихую заказал не алюминиевые линеарные панели, а аналог из оцинкованной стали. Их стоимость значительно ниже, чем было предусмотрено сметой, - всего 4500 тенге за “квадрат”. И этими недорогими панелями Адамбай стал потихоньку облицовывать дом. При этом с июня по сентябрь предоставлял заказчику акты выполненных работ, в которых указывал алюминиевые стройматериалы. А взамен ему, разумеется, переводили деньги. Всего за этот период районный акимат перечислил подрядчику более 203 млн тенге.
Однако потом что-то пошло не так. По всей вероятности, кто-то из сведущих обратил внимание на вероятную подмену стройматериалов. И в дальнейшем доказательства аферы собирали уже сотрудники правоохранительных органов. Зимой они получили результаты химического анализа установленных Адамбаем панелей. Исследование проводил Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева, специалисты которого пришли к выводу, что проба металла представляет собой углеродистую сталь с цинковым покрытием. Затем государственные аудиторы сличили объемы выполненных работ, отыскав расхождения в использовании материалов. По их подсчетам, в карман подрядчика утекла ценовая разница в размере, превышающем 24 млн тенге. Поэтому вскоре господин Адамбай из добропорядочного гражданина превратился в обвиняемого.
Свою вину в мошенничестве предприниматель не отрицал. Он пошел на сотрудничество со следствием и согласился на сделку с прокуратурой о признании вины. Недавно Казыбекбийский райсуд ее узаконил, наказав подсудимого пятью годами условного срока. Помогло чистосердечное раскаяние, полное возмещение причиненного ущерба и наличие троих несовершеннолетних детей. А еще Адамбая не лишили права заниматься предпринимательской деятельностью, как часто бывает в подобных случаях, поскольку он является единственным кормильцем в семье.
Как бы то ни было, в выигрыше от махинаций бизнесмена осталось государство: и дом после жалоб жильцов отремонтирован, хоть и по принципу “и так сойдет”, и вполне приличная сумма в бюджет вернулась. Вот только впредь хотелось бы, чтобы чиновники сотрудничали с фирмами, где есть разбирающиеся в ремонтно-строительных нюансах профессионалы, которых не проведешь на мякине с подменой панелей. Или пусть хотя бы перед перечислением денег исполнителям госзакупок кто-то проверяет качество работ и стройматериалов.
Ирина МОСКОВКА, фото с сайтов kn.kz и inkaraganda.kz , Караганда