8641

О пользе чтения

Как статья в газете “Время” помогла прозреть карагандинской полиции и прокуратуре

О пользе чтения

В январе 2021 года на страницах нашего издания была опуб­ликована статья о жителе Карагандинской области Талгате БАЛМАГАМБЕТОВЕ. Камера наблюдения сняла, как на 36-летнего мужчину напали несколько человек: его несколько раз ударили ножом, а также выстрелили в спину из травматического пистолета. Но при этом полицейские посчитали, что никакого преступления совершено не было. Уголовное дело прекратили, о чем Балмагамбетов и рассказал корреспонденту “Времени” (см. “Нападение без наказания”, “Время” от 21.1.2021 г.). И вот ведь какое удивительное совпадение: буквально через неделю после выхода материала прокуратура Карагандинской области отменила постановление о прекращении досудебного расследования и дала поручение привлечь к уголовной ответственности всех нападавших - их заподозрили в покушении на убийство, вымогательстве и попытке похищения. Но на этом история не закончилась.

Впервые Талгат Балмагамбетов приехал в нашу редакцию в начале года, причем сделал это не по собственной инициативе. Сначала у нас в распоряжении оказалось видео с короткой дракой. Несколько мужчин поджидали белый “мерседес” на улице, а когда машина приехала, водителя отвели в сторону, после чего начали избивать, но он сумел вырваться и убежать. Мы искали пострадавшего и смогли выяснить, что им оказался Балмагамбетов. После нескольких телефонных разговоров мужчина согласился рассказать, что послужило причиной конфликта, и предоставил полную видеозапись избиения, на которой четко видно: нападение было спланировано и подготовлено заранее. В частности, нападавшие заранее прибыли на место и даже предусмотрительно замазали номерные знаки на своем черном джипе. Вот только этот момент тоже попал на камеру!

- Попытку убийства спланировали и организовали мои старые приятели Рустам ХАСАНОВ и Александр КИМ, - рассказывает Талгат Балмагамбетов. - Они оба ранее судимые, не скрывают своего криминального прошлого. С первым я познакомился в мечети, вместе молились, проводили время, можно сказать, дружили семьями. Ну а когда я устроился работать в компанию, охраняющую крупное предприятие в нашем регионе, они попросили меня оказать содействие в хищениях. Когда же я отказался, эти “друзья” удерживали меня насильно, угрожали оружием, угрожали моей семье. Я был вынужден отдать им все свое имущество: квартиру, автомобиль, 15 миллионов тенге, более 70 лошадей…

Произошло это, по словам Балмагамбетова, еще в начале 2018 года, но он не обращался с заявлением в органы, поскольку боялся расправы, даже уволился с работы. А спустя полтора года Талгата вновь позвали в службу безопасности крупного предприятия.

- Нападение на меня произошло 13 сентября 2019 года, - продолжает Балмагамбетов. - Я ехал домой, увидел, что меня уже ждут. Ким мне сказал, что я не должен соглашаться с этим предложением, после чего меня начали избивать. Помню резкую боль в ноге, потом оказалось, что меня ударили ножом в бедро, я побежал, услышал выстрел - пуля попала в спину. Они меня догнали и пытались затащить в свою машину, но их спугнула женщина в форме. Тогда один из них мне сказал, что мы не прощаемся. Я и после этого не хотел втягивать полицию, потому что знаю, как она у нас работает. Мне извлекли пулю, зашили раны, я поправился и уехал работать в другой регион. Они нашли меня и там, поэтому я понял, что придется идти в органы.

Но в полиции Карагандинской области, как и предполагал Балмагамбетов, ему не спешили помогать. Дела то заводили, то прекращали и в итоге сказали, что никакого покушения на убийство нет.

А 20 января вышла статья в газете “Время”. Уже на следующий день заместитель начальника следственного управления департамента полиции Карагандинской области Марат НУРМАГАМБЕТОВ дал развернутое интервью нашему собкору Ирине МОСКОВКЕ, где объяснил, что дела по заявлению Балмагамбетова расследовались невероятно тщательно, но в итоге доказательств вины Кима, Хасанова и всех остальных найти не удалось. То есть бить ножами и стрелять из пистолетов в людей - это в Карагандинской области не уголовное преступление, а, видимо, местное развлечение. Также, по словам подполковника полиции, органы не сумели найти подтверждение, что у Балмагамбетова отобрали имущество.

Рассказ Нурмагамбетова получился невероятно увлекательным: да, действительно у потерпевшего увели со двора несколько десятков лошадей, но это были не его лошади. Да, Балмагамбетов переоформил квартиру, но сделал это совершенно добровольно, а ведь мог же хотя бы намекнуть нотариусу, что его заставили это сделать! Да, у Балмагамбетова есть ножевые и пулевые ранения, но это всего лишь легкий вред здоровью. Да, его избили несколько человек, но они не пытались нарушить общественный порядок, а приехали выяснить отношения, поэтому даже хулиганства в их действиях нет. В общем, подполковник Нурмагамбетов пытался всех убедить, что никто ни в чем не виноват (см. “Запоздалый выход из отказа”, “Время” от 22.1.2021 г.).

Но вот ведь какое совпадение: через неделю с небольшим после выхода первой статьи прокуратура Карагандинской области отменила постановление о прекращении уголовного дела! 18 февраля прокурор города Шахтинска Галымжан МУКАНОВ направил поручение в департамент полиции Карагандинской области, требуя незамедлительно задержать Хасанова, Кима и еще нескольких человек, признать их подозреваемыми и арестовать до окончания расследования. Кроме того, руководитель надзорного органа дал конкретные указания полицейским, кого следует опросить, какие документы изучить, какие экспертизы назначить.

Дело возобновили по статьям “покушение на убийство”, “вымогательство в особо крупном размере” и “создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в ней”. А еще прокуроры обратили внимание, что участники нападения дают абсолютно разные показания, что совершенно не смущает карагандинских полицейских. Например, Хасанов заявил, что в тот день приехал в поселок Долинка, чтобы купить селедку, случайно оказался на месте избиения, но никого не бил. Ким, нанесший первый удар в драке, категорически отрицает свое участие в нападении. Но, по словам подполковника Нурмагамбетова, все эти мужчины с оружием собрались специально для того, чтобы выяснить отношения с Балмагамбетовым. Видимо, полицейские тоже могут запутаться в показаниях.

- После указания прокуратуры часть нападавших арестовали, - рассказывает Талгат Балмагамбетов, вновь приехавший в редакцию “Времени”. - Насколько я знаю, двое подозреваемых сейчас в бегах, в том числе Хасанов. Расследование поручили майору Серику ЖОЛДЫБАЕВУ, и поначалу у меня и адвоката не было к нему вопросов. Но вот недавно следователь уведомил адвоката, что прокуратура прислала ему новое поручение. Если раньше прокуроры оценивали действия подозреваемых по трем статьям, то теперь они считают, что покушения на убийство не было, как и организованной преступной группировки. Остались только вымогательство и хулиганство, по этим статьям дело хотят загонять в суд, нас сейчас приглашают на ознакомление с материалами уголовного дела.

Так почему же прокуратура Карагандинской области передумала? Никто точно не скажет. С нового года у нас в стране действует трехзвенная модель уголовного процесса, в которой все ключевые решения по расследованиям принимает надзорный орган. И вот там снова решили, что групповое нападение с ножами и пистолетами - это всего лишь хулиганство.

- Все упирается в результаты экспертизы, установившей легкий вред моему здоровью, - разводит руками Талгат Балмагамбетов. - Мы направили следователю Жолдыбаеву ходатайство о назначении комплексной судебно-медицинской экспертизы, но он нам отказывает. Так и пишет в постановлении: ни один жизненно важный орган не задет, поэтому нечего заново привлекать экспертов. То есть три ножевых ранения и одно огнестрельное, если человек не истек кровью и не умер, - это, получается, не попытка убийства. В общем, добиться справедливости в Караганде очень сложно…

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть