18165

Нападение без наказания

Карагандинские полицейские, имея на руках видеозапись группового избиения мужчины с использованием ножа и пистолета, не видят в этом никакого преступления

Нападение  без наказания
Камера наблюдения сняла начало и конец драки, причем невооруженным глазом видна кровь на одежде Талгата.

В прошлом году в мессенджерах и социальных сетях гуляло захватывающее видео: группа мужчин нападает на водителя старенького “мерседеса”, один даже достает нож, после чего пострадавший вырывается и убегает. Что было дальше - загадка. Корреспонденту “Времени” удалось ­отыскать человека, попавшего на камеру. Он предоставил нам получасовую запись произошедшего и рассказал, что полицию эти кадры не впечатлили - уголовное дело по статье “покушение на убийство” в итоге закрыли.

36-летний Талгат БАЛМАГАМБЕТОВ живет с семьей в поселке Долинка, что в Карагандинской области. Именно там, по его словам, и произошло преступление, которое полицейские таковым не считают.

Талгат БАЛМАГАМБЕТОВ.

- На меня напали люди, с которыми я раньше тесно общался, - объясняет мужчина. - Проводили вместе время, можно сказать, дружили семьями. Я человек верующий, посещаю мечеть, там и познакомился несколько лет назад с Рустамом ХАСАНОВЫМ. Я знал, что он отсидел, но у нас в поселке этим никого не удивишь, тут же раньше КарЛАГ был. Мы с Хасановым много говорили об исламе, он меня свел со своими друзьями, в частности с Александром КИМОМ, тоже ранее судимым. Знал, что они каторжане, но у нас с ними не было какого-то бизнеса, деловых интересов. Помогали друг другу. Когда у меня умер отец, именно они привезли на поминки откормленную лошадь. Но в один день все изменилось.

Талгат объясняет: он занимался животноводством, но помимо этого работал в службе безопасности одной крупной компании.

- У нас в регионе много предприятий, нуждающихся в охране, - продолжает Балмагамбетов. - Я работал в фирме, выигравшей тендер на охрану нескольких промышленных объектов. Везде стояли мои ребята, мы навели порядок, количество краж с предприятия резко сократилось, начальство было довольно. В январе 2018 года мне позвонил Александр Ким и попросил приехать домой к Рустаму Хасанову в Караганду. Там мне начали объяснять, что это не по-братски, когда у одного есть работа и деньги, а у других нет. И я по разговору понял, что именно от меня хотят: мои люди на объектах должны отворачиваться, когда мимо понесут что-нибудь ценное. Я отказался, и тогда меня стали обрабатывать. Не выпускали из квартиры, не давали позвонить семье, ­обещали убить детей, жену и маму, а первым застрелить меня. Хасанов даже достал пистолет и накрутил на него глушитель. Так как я отказался помогать, меня заставили отдать все свое имущество…

Звучит это довольно дико. Мы ведь не в лихие девяностые живем, правильно? Но у Талгата есть доказательства этих слов.

- Я отдал им все: машину Land Cruiser 200, пятикомнатную квартиру в Караганде, 15 миллионов, отложенных на ремонт, и 72 лошади, - утверждает мужчина. - Квартиру заставили переоформить на их человека, лошадей Хасанов выгонял лично - приехал ко мне домой, заставил работников открыть ворота и все забрал. Ребята это подтверждают, они звонили мне, но я не мог ответить, поэтому послушали Рустама, он ведь считался моим другом. Забрали все, но я не стал обращаться в полицию. Боялся за свою семью, потому что знал, как у нас полиция работает: не успеешь заявление написать, а оттуда уже подозреваемым звонят и подробности сообщают. Уволился с работы, сидел дома…

Как уверяет Балмагамбетов, он думал, что после этого все проблемы с бывшими друзьями остались позади. Но в 2019 году на том же предприятии, где он помогал налаживать охрану, сменился подрядчик, и его вновь пригласили на работу.

- Нападение произошло сразу после того, как меня позвали работать, - продолжает Талгат. - 13 сентября 2019 года возле моего дома меня ждали Ким, Хасанов, Сергей ХАВАНЦЕВ, Амангельды БАЙГАБУЛОВ, Виталий ЕМЦОВ и еще один парень по фамилии ЖУМАБЕКОВ. Я остановился, вышел из машины. Ким спросил, почему я опять полез на предприятие, дескать, они же мне это запретили делать. Объяснил, что мне надо семью кормить, после чего он ударил меня, но я успел ответить, а потом резкая боль в ноге, однако я все равно сумел вырваться и побежать, после чего услышал выстрел и почувствовал боль в спине…

На теле Талгата остались следы нападения - ножевые ранения и шрамы от пуль. Полиция считает, что это легкие телесные повреждения.

Длинный видеоролик, предоставленный Талгатом, действительно подтверждает его слова. Начинается запись, словно криминальное кино: в кадре появляется черный джип, откуда выскакивает водитель, чтобы… замазать грязью номера! Следом подъезжает еще одна машина. Из двух автомобилей выходит группа людей и направляется в сторону камеры. То есть Балмагамбетов говорит правду - его действительно поджидали. Хорошо виден и нож в руках одного из нападавших, а на стоп-кадре можно разглядеть и пистолет в руках другого. Заканчивается видео тем, что мужчины большой группой возвращаются к машине Талгата и что-то ему говорят. Брюки Балмагамбетова в крови…

- Меня избивали несколько человек и пытались загрузить в джип, но это осталось за кадром, - уверяет Талгат. - Просто их спугнула женщина в полицейской форме. Она шла от колонии, увидела драку и достала мобильный телефон. Поэтому они меня отпустили, но перед этим сказали, что обязательно достанут. Я думаю, мне просто повезло - должны были убить, но помешал случайный свидетель. Потом была больница в Шахтинске, но там не смогли извлечь пулю от травмата, поэтому повезли в Караганду, там же зашивали руки-ноги. В Шахтинске завели уголовное дело, но я написал отказную, и расследование прекратили. Причина та же - боялся.

После этого Балмагамбетов решил, что работать в Карагандинской области ему небезопасно.

- В 2020 году я перебрался в Акмолинскую область, где также устроился в службу безопасности на объект, - рассказывает Талгат. - В августе мне позвонили из полиции и начали расспрашивать, что мне известно об обращении на блог правительства по поводу ОПГ в Караганде, не эти ли люди на меня напали. Мне скидывали эту анонимку. Там расписано, как Ким и Хасанов со своими приближенными делают бизнес, кого избили, кого пырнули и так далее. Про меня тоже есть кусок.

Я с полицией разговаривать не стал, и через какое-то время прямо на объект в вечернее время приехали двое сотрудников. Они заявили, что меня надо официально допросить, поэтому мы сейчас вместе поедем в поселковое отделение полиции. Я сел в машину и спустя пару минут понял, что мы едем не туда. Спросил, что происходит. Полицейские подвезли меня к машинам, где стояла группа мужчин, и сказали: иди расскажи им, зачем ты анонимку написал. Я вышел из машины и побежал в сторону работы. Видимо, эти люди решили за мной не гнаться, чтобы не привлекать к себе внимание. Но тогда я понял, что мои бывшие друзья считают, что это я написал на них жалобу и мне этого не простят. Поэтому я поехал в столицу и обратился с заявлениями в КНБ и Генеральную прокуратуру.

В сентябре 2020 года в органах официально зарегистрировали расследование по заявлению Талгата Балмагамбетова.

- Я просил КНБ и Генпрокуратуру не передавать расследование в полицию, - разводит руками Талгат. - Доверия к этому органу у меня нет. В итоге я оказался прав: например, одно дело завели по статье “вымогательство”, а второе, связанное с нападением, - по статье “хулиганство”. Только после жалоб в прокуратуру переквалифицировали и сделали “покушение на убийство”. Вызвали на допрос, я назвал имена свидетелей, которые могут подтвердить мои слова, а потом этих людей начали обрабатывать, запугивать... И когда через несколько дней следователи вызвали их, то они начали путаться в показаниях. Правда, есть и те, кто прямо указал на Хасанова, который выводил моих лошадей со двора, но следователь посчитал, что они просто меня поддерживают.

Сначала закрыли дело о вымогательстве, а на днях сообщили, что и по покушению на убийство дело прекращено. Якобы это просто нанесение легких телесных повреждений! Прокуратура заставляет возобновлять расследования, но полицейские снова не могут найти доказательств. Даже видео с нападением для полиции не улика - говорят, в конце я же стою возле машины и с нападавшими разговариваю, значит, это не покушение на убийство, да и по лицам не видно, что это за люди. А что делать с четырьмя ножевыми ранениями и тремя следами от травмата и “осы”? - задается вопросом мой собеседник.

Именно поэтому Талгат и согласился дать интервью, даже специально приехал для этого в Алматы.

- Мне остается только одно - поднять шум, чтобы расследование забрали у полицейских, - говорит он. - Есть ведь КНБ, есть спецпрокуратура. Уверен, что карагандинская полиция так и будет закрывать дела под любыми предлогами. Я понимаю, чем все закончится, если не будут приняты меры: опять прольется кровь и кто-то умрет. Уже сейчас какие-то подозрительные люди крутятся возле моего дома, причем не местные, значит, специально приехали в поселок. Или полиция этого и добивается?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора и скриншот видеозаписи, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее