Запоздалый выход из отказа
О чем умолчал раненый ножом и пулями от травмата житель Карагандинской области?
Департамент
полиции Карагандинской области
отреагировал на нашу публикацию о
нападении на 36-летнего Талгата
БАЛМАГАМБЕТОВА, который получил ранения
от ножа и травматического пистолета в
стычке со своими знакомыми (см. "Нападение без наказания", "Время" от 20.01.21). Правоохранители
поделились своей версией произошедших
событий и объяснили, почему подозреваемые
не были привлечены к ответственности.
В разговоре с нашим корреспондентом заместитель начальника следственного управления областного ДП Марат НУРМАГАМБЕТОВ подтвердил, что 13 сентября 2019 года в поселке Долинка знакомые Балмагамбетова нанесли ему телесные повреждения. Действительно было установлено, что в отношение Талгата применялось травматическое оружие и колюще-режущий предмет. Причиной инцидента, по словам полицейского, стал застарелый конфликт между героями этой истории.
- Ранее Балмагамбетов тесно общался с фигурантами дела, потом у них произошла ссора. Его оппоненты во время допросов пояснили, что Талгат якобы задолжал им денег, но конкретную сумму не назвали, - рассказал подполковник Нурмагамбетов. – А сам пострадавший поначалу вел следствие по ложному следу. О его ранениях мы узнали из сообщения сотрудников больницы, куда он поступил после инцидента. На первоначальном этапе расследования Балмагамбетов вообще отрицал свое знакомство с напавшими на него людьми, отказывался от допросов и участия в других следственных действиях. Также от него поступили заявления о не привлечении к ответственности виновных лиц. И лишь спустя год он указал на участников конфликта. Несмотря на это орган досудебного расследования установил всех участников события, которые были допрошены. Проводились необходимые экспертизы и очные ставки.
Марат Нурмагамбетов отметил, что во время расследования проверялись доводы пострадавшего по поводу того, что спустя год после нападения, в сентябре 2020 года к нему в поселок Бестобе Акмолинской области приезжали двое неизвестных сотрудников полиции с одним из участников конфликта с различными требованиями, в том числе и вымогательством. Но сыщики установили, что этой встречи не было, поскольку тот самый фигурант в это время находился в другом городе.
- Мы проводили очную ставку между этим человеком и Балмагамбетовым. И Талгат изменил показания, заявив о своих сомнениях в том, что этот человек находился среди приезжавших к нему людей, - продолжает замначальника следственного управления.
Подполковник также обратил внимание на то, что согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса и требований Нормативного постановления Верховного суда №3 от 12.1. 2009 г. «О судебной практике по делам о хулиганстве», выяснение отношений из-за длительного конфликта между ранее знакомыми людьми не является хулиганством.
- Поясните подробнее, почему?
- Люди знакомы, между ними есть неприязненные отношения. Несмотря на то, что конфликт произошел в общественном месте, умысел злоумышленников был направлен не на нарушение общественного порядка, а на выяснение отношений и причинение человеку телесных повреждений, - разъяснил Марат Нурмагамбетов. – Покушения на убийство там тоже не усматривалось, потому что после столкновения участники спокойно разговаривали и разъехались каждый в свою сторону. Это видно на видеозаписи.
- То есть нападавших не спугнула женщина в форме, как утверждает Балмагамбетов?
- Мы проводили весь комплекс мер, в том числе опросили 12 работающих в долинских колониях сотрудниц. Ни одна из них не подтвердила факт, что стала очевидицей драки.
По заключениям судмедэкспертов, здоровью Талгата был причинен легкий вред. Поэтому правонарушение, учиненное его обидчиками, попало в разряд административных. Так отчего же их не привлекли к ответственности хотя бы так?
- Потому что нужно соответствующее заявление. А Балмагамбетов его не писал. Отказывался. Говорил: никого не знаю, претензий не имею. А сейчас уже истекли сроки давности для привлечения кого-либо к ответственности, - подчеркивает подполковник Нурмагамбетов.
Помимо истории с нападением правоохранители расследовали еще одно уголовное дело. Как выяснилось, Талгат написал заявление в адрес тех же налетчиков по факту вымогательства, в результате которого у него «отжали» 72 лошади, дорогостоящий джип «Тойота Ланд Круизер 200» и квартиру, стоимостью 15 миллионов тенге. Однако не все оказалось так просто, как кажется с его слов.
- Во-первых, мы проверили автомашину с момента ее первой покупки и дальнейших перепродаж. Дошли до нынешнего владельца. Оказалось, что Балмагамбетов намеревался купить эту машину в рассрочку, ездил на ней какое-то время, но денег хозяину так и не заплатил. Естественно, ему пришлось возвращать автомобиль законному владельцу, - поясняет Марат Нурмагамбетов. – Во-вторых, по лошадям, которых будто бы у него увели. Фигуранты дела не отрицали, что увели с его двора 40 голов, но уверяют, что этот скот принадлежал им. Из полученного ответа областного управления ветеринарии следует, что в настоящее время в собственности Балмагамбетова вообще не зарегистрировано ни одной лошади. Есть только информация о том, что до 2020 года он владел всего 7 лошадьми. И, в-третьих, квартира. Мы установили, что он продал ее коллеге по работе за 25 миллионов тенге. Был допрошен нотариус, который сообщил, что Талгат приходил вместе с супругой и оба дали согласие на оформление сделки купли-продажи. Заявили, что деньги уже получены. То есть Балмагамбетов имел возможность сообщить нотариусу о чем-то противоправном или обратиться в правоохранительные органы за защитой. Но не сделал этого.
- Может быть, ему сейчас вновь угрожают? Там ребята с судимостями. Один из них подозревается в убийстве молодого боксера из города Шахтинска, случившемся в минувшем августе. Комментаторы в соцсетях судачат, что боксер был другом Талгата и пытался за него заступиться…
- Нет, боксер не был другом Балмагамбетова. Эти дела никак не связаны между собой. Кроме того, во время расследования мы предлагали принять меры безопасности в отношении Балмагамбетова. Но он отказался.
- Скажите, а у него есть адвокат?
- У Балмагамбетова два адвоката: один из Караганды, а другой из Нур-Султана. Ни на одно следственное действие он не приходил без них. Все это зафиксировано.
- Прокуратура тоже не нашла в действиях следствия каких-то изъянов?
- Нет. Надзирающий прокурор согласился с нами. Оба дела были прекращены и отправлены в архив Управления комитета по правовой статистике и специальным учетам. Балмагамбетов имеет право обжаловать эти решения в законном порядке. Но он почему-то решил обратиться не в прокуратуру, а пошел в газету. И нам, действительно, непонятно – почему?
Ирина МОСКОВКА, фото областного ДП, Караганда