Взятка делу не поможет,
или Как в образовании объявили крестовый поход против коррупции
Цифровые дипломы, выборность директоров школ и внедрение ваучеров в детских садах. С помощью новой антикоррупционной программы Министерство образования и науки намерено исключить возможные коррупционные риски на каждом этапе воспитания и обучения.
По информации, полученной из МОН, стало известно, что специалисты ведомства провели анализ и выявили самые уязвимые в плане коррупции места в сфере образования. И для каждого выбрали и разработали свою стратегию.
Итак, что же такого придумали чиновники от образования, дабы сделать эту сферу чище и лишить потенциальных взяткополучателей способа заработка в регионах и возможности брать деньги с казахстанцев за те услуги, которые положены их детям бесплатно.
Начнем с детского сада. Главная проблема, о которой постоянно говорят родители, - нехватка бюджетных мест в дошкольных учреждениях. Коррупционный риск заключается в том, что мамы и папы ищут возможность купить эти места в нужном, самом близком к дому детском саду. Теперь такая необходимость отпала, так как изменился сам принцип финансирования. Отныне среди детсадов - государственных или частных - нет никаких конкурсов за бюджетные места, а госсредства приходят с ребенком. Эта система подушевого финансирования называется ваучерной.
В школах у родителей появилось еще больше возможностей принимать участие в жизни учебного заведения. Теперь они смогут влиять на руководство, принятие бюджета, стратегию развития. По новой системе начальник отдела образования не сможет без одобрения попечительского совета назначить директора школы.
Такой принцип согласованности и контроля поможет решить и проблему с поборами. Куда и сколько денег будет израсходовано, теперь также будут знать представители попечительского совета. К тому же, благодаря новым технологиям облачного хранения данных, любой человек сможет получить доступ к информации о школьном бюджете. Это больше не секрет. Пилотный проект “Облачная бухгалтерия и кадровый учет” уже показал результаты в столице, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях. В дальнейшем этот опыт будет распространен на остальные регионы.
В ссузах и колледжах слабым звеном в коррупционном плане была система распределения бесплатных мест областными управлениями образования. Сейчас, благодаря новшеству единого экзамена для абитуриентов Kasip test, гранты по итогам будут распределяться среди лучших автоматически. А госсредства за обучение ребенка будут перечисляться тому колледжу, который выберет сам студент. Такая же ясная и понятная система с грантами, как в вузах.
Поступление и учеба в университетах будут контролироваться жестче. Списать на ЕНТ, сделать копипаст курсовой работы, купить экзамен теперь не получится. Спокойнее и дешевле будет честно учить и честно сдавать. Во-первых, ужесточены правила сдачи национального тестирования. Если проверяющий увидит запрещенный предмет, даже если он не был использован, результаты ЕНТ абитуриента аннулируются - таков принцип справедливости. Сам процесс сдачи тестирования можно будет просматривать онлайн при помощи программы Digital Agent и указывать на нарушения, которые будут замечены.
Во-вторых, получит обновление программа антиплагиата студенческих авторских работ. Скопировать, перефразировать, перевести с другого языка и выдать чужую мысль за свою студенты теперь не смогут. 11 вузов Казахстана уже вошли в Лигу академической честности. Всем остальным университетам, которые заявляют себя высокопрофессиональными центрами подготовки кадров, так или иначе придется принять эти новые принципы обучения и соответствовать им.
В-третьих, самый надежный инновационный механизм хранения данных - blockchain - больше не позволит подделывать дипломы. С 2021 года документы о получении высшего образования (государственного или собственного образца) будут регистрироваться в единой базе по принципу “здесь и сейчас, без исправлений”. Это исключит подделку. Внести какие-либо изменения постфактум в реестр позже уже будет невозможно.
Это только часть программы, запущенной Министерством образования и науки для искоренения коррупции внутри системы. На каждый способ обмана, любую лазейку для подкупа будут использованы свои контрмеры.
Однако вряд ли организаторы серых схем, которых, по сути, эта антикоррупционная программа лишит доходов, останутся в стороне. Поэтому вполне ожидаемо, что в ближайшее время начнется информационная атака на представителей ведомства, в том числе и со стороны блогосферы. Но это побочный эффект борьбы с коррупцией, и тут главное МОН запастись терпением, не поддаваться на провокации и не сдавать позиций.
Когда идешь в крестовый поход против мздоимства, главное - иметь хороших союзников. И похоже, МОН в этом преуспел. Неспроста на днях во время совещания главный антикоррупционер страны Алик ШПЕКБАЕВ отметил кардинальные изменения в Министерстве образования и науки. Глава Агентства по противодействию коррупции подчеркнул, что ведомство реализовало 80 процентов всех рекомендаций АПК по снижению коррупционных рисков.
Причем инициативу в этих вопросах, как оказалось, проявляет само министерство. Второй год подряд АПК и МОН реализуют совместные проекты, которые помогают сделать сферу образования прозрачной, честной и объективной, а также устранить любые коррупционные риски. За такое усердие министр образования и науки даже удостоился благодарности и похвалы от Алика Шпекбаева, а это, согласитесь, большая редкость для чиновников такого высокого уровня.
- Это политика главы государства, и она исполняется министром. Это говорит о том, что вузовское сообщество, эксперты и в целом ведомство заинтересованы в устранении рисков. Хотел бы поблагодарить министра образования и науки за его активную позицию, - отметил председатель агентства.
В числе братьев по оружию и общественный деятель Айгуль Соловьева. Она руководит республиканской специальной мониторинговой группой по противодействию коррупции. По ее словам, гражданский контроль, который действует в регионах, тоже заметил положительные изменения в сфере образования. И главная заслуга в этом - автоматизация процессов, которые помогают снизить коррупционные риски, ведь при этом полностью исключается человеческий фактор.
Искоренить взяточничество в собственных рядах призван и проектный офис по противодействию коррупции, который Министерство образования и науки презентовало летом прошлого года. Он создан на базе университета КазГЮУ имени М. С. Нарикбаева в Нур-Султане. Рабочая группа постоянно проводит антикоррупционную экспертизу подзаконных актов министерства, дабы не дать шанса кому-либо найти лазейки и условия, которые создают основу для коррупционных проявлений.
Руководитель этого проектного офиса Талгат Нарикбаев на том же совещании даже предложил внести изменения в законодательство и усилить ответственность местных исполнительных органов за качество образования в регионах. Ведь спрос за всю сферу лежит на министерстве, а, по сути, все организационные и материальные ресурсы находятся в полном распоряжении акиматов. А после ужесточения наказаний главы регионов подойдут к этим вопросам более ответственно.
Борьба с коррупцией - это не просто фанатичная инквизиция. Это борьба с острым социальным явлением, которое может нести в себе разложение общества и государства. Коррупция вредит всем, но особенно сфере образования. Ведь дети, привыкшие давать, станут взрослыми, которые будут брать. И поэтому так важно, чтобы в этой сфере не осталось темных пятен, которыми воспользуются нечестные люди.
Сергей САДЫКОВ, Нур-Султан

