3028

Профзаболевание карагандинских бухгалтеров

Жульнические ритуалы с системой казначейства годами подкармливали финработниц двух сельских акиматов

Профзаболевание карагандинских бухгалтеров
Иллюстративное фото с сайта advokat-antonkupso.sk

Пару недель назад мы рассказывали о бухгалтере госучреждений Осакаровского района Карагандинской области, которая нагрела государство на 4,6 миллиона тенге (см. “Многодетность как повод для хищений”, “Время” от 23.4.2020 г.). Оказалось, что в регионе она не одна такая хитрая. Схожие махинации провернули еще две мастерицы финансового мухлежа из соседнего Бухар-Жырауского района.

Обе героини живут в поселке Ботакара на улице Сатпаева. В семьях у каж­дой по двое малолетних детей. Во время судебных разбирательств причиной, подтолкнувшей их к хищениям, они указали сложное материальное положение и наличие кредитов. Но разве это можно считать оправданием?

В 2014 году Людмила ГЕТМАНСКАЯ получила должность главного специалиста-бухгалтера в аппарате акима Гагаринского сельского округа Бухар-Жырауского района. В течение двух лет она исправно исполняла трудовые обязанности по своевременному начислению окладов коллегам, ведению кассовых операций, анализу освоения бюджетных средств и прочим финансовым нюансам. А потом вдруг решилась на авантюру. Выражаясь языком следствия, Гетманская разработала преступный план - намеревалась на систематической основе необоснованно перечислять себе повышенную зарплату. Используя электронную цифровую подпись (ЭЦП), запустила руку в раздел сэкономленных средств по спецификам: “Оплата труда”, “Оплата труда технического персонала”, “Дополнительные денежные выплаты”, “Компенсационные выплаты”, “Социальный налог” и “Командировки и служебные разъезды внутри страны”. Так деньги через манипуляции в информационной базе “Клиент - Казначейство” начали потихоньку перетекать с расчетного счета акимата на личную карточку бухгалтера.

Махинации длились почти четыре года. За это время сменились три главы сельского округа. И никто из них не заподозрил ничего неладного. Между тем по электронным документам вышло, что Гетманская начислила себе свыше 7 миллионов тенге зарплаты. А реально должна была получить 4,3 миллиона с учетом всех надбавок и вознаграждений. Эксперты определили, что Людмила причинила ущерб госоргану в размере 2 миллионов 838 тысяч тенге.

Ее односельчанка Кристина МОСТОВЩИКОВА устроилась бухгалтером в Бухар-Жырауский районный отдел культуры и развития языков при местном акимате девять лет назад. И по странному совпадению тоже преступила закон в 2016 году. Только помимо перевода завышенной зарплаты на свой банковский счет сливала деньги на карточки двух доверчивых сослуживиц. Причем действовала по такой же схеме, что и Гетманская. Плутовские старания принесли Мостовщиковой в общей сложности 4 миллиона 888 тысяч тенге.

Хорошо, что прошлой осенью чиновники наконец провели аудиторскую проверку. Тогда-то хищения и вскрылись. А если бы ее не случилось, кто знает, сколько еще бюджетных денег досталось ловким бухгалтерам.

Процессы проходили в Бухар-Жырауских райсудах №1 и №2. Во втором слушалось дело Гетманской. Если верить ее показаниям, никто из руководителей и сотрудников акимата не знал, что она тайно обкрадывала госказну. По словам Людмилы, похищенные деньги она не копила, а тут же тратила на бытовые нужды, покупку лекарств для болеющих детей и оплату кредита. Свою вину она полностью признала, раскаялась и обязалась возместить акимату убытки. Вершитель правосудия Бахтияр СЫЗДЫКОВ при вынесении приговора учел это, а также смягчающие обстоятельства - наличие двух сыновей 2010 года рождения и смерть их отца. Поэтому хотя и назначил наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы, но отсрочил его исполнение до момента, пока дети не достигнут 14 лет.

Казалось бы, Мостовщикову ожидает такая же доля. Ведь служители Фемиды обычно применяют единообразие в судебной практике. Однако судья Бухар-Жырауского райсуда Айгуль МУТАЛЯПОВА в отличие от своего коллеги не проявила снисхождения. Несмотря на то что Кристина покаялась, попросила не лишать ее свободы и дать возможность воспитывать не достигших трех лет ребятишек, ей влепили три года реального срока и взяли под стражу прямо в зале заседаний.

Правда, за решеткой Мос­товщикова томилась сравнительно недолго - полтора месяца. Ее адвокат обжаловала приговор в апелляционной инстанции. И судьи Карагандинского областного суда сменили гнев на милость. В актив осужденной зачлось оперативное примирение с потерпевшей стороной и возмещение ущерба в полном объеме. Поэтому приговор отменили и бухгалтера немедленно выпустили из тюрьмы.

В общем, обошлось без излишней суровости и вроде бы вполне справедливо. Но смущает отсутствие должного контроля за происходящими в бухгалтерии процессами со стороны чиновников. Один факт растрат и хищений можно назвать случайностью. А когда их почти в один и тот же период становится три, не идет ли речь о нехорошей тенденции? Может, стоит организовать для сельских властей краткосрочные курсы по финансовой грамотности? Глядишь, тогда они смогут вовремя вычислять аферу с цифрами и беречь бюджетные деньги от посягательств хитрецов.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть