7576

Твою ревизию!

Восемь из 34 сотрудников ревизионных комиссий, отвечающих за контроль качества, не соответствуют квалификационным требованиям

Твою ревизию!

В распоряжении редакции газеты “Время” оказался любопытный документ за подписью руководителя аппарата Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (СК) Халижана АБДЫРАЙЫМОВА. Как оказалось, в Астане решили выяснить, кто же работает в региональных подразделениях государственного аудита. Решили - и провели собственную проверку. Результаты получились удивительные: многие ревизоры не имеют ни достаточного образования, ни опыта для исполнения своих обязанностей. Причем проблемы есть не только в глубинке, но и в городах республиканского значения, где квалифицированных специалистов, по идее, должно быть больше.

Далеко не все знают, что ревизионные комиссии, действующие в регионах при маслихатах, - это очень важный винтик в работе государственного аппарата на местах. По сути, это орган, который регулярно проверяет местные органы власти и выявляет финансовые нарушения, то есть следит, чтобы государственные деньги не тратили как попало. Соответственно, членами и работниками ревкомов должны быть грамотные специалисты, с безупречной репутацией и профильным образованием. Однако далеко не всегда в комиссии попадают люди, имеющие право там работать.
Скажем, еще в прошлом году наша газета выясняла, хватает ли назначенному в январе 2018 года члену ревизионной комиссии Алматы Болату АБИЛАЕВУ знаний, чтобы занимать такую ответственную должность. Вопрос был всего один: имеет ли право Абилаев работать членом ревкомиссии, если у него нет сертификата государственного аудитора? Едва мы направили соответствующий запрос в Счетный комитет, как Болат Анварович скоропостижно покинул ревком - то ли по состоянию здоровья, то ли в связи с возникшими делами (см. “Запрос с последующим увольнением”, “Время” от 3.12.2018 г.).

Похоже, проблема с наличием статуса госаудитора взволновала не только газету “Время”, но и председателя СК Наталью ГОДУНОВУ. Она распорядилась изучить этот вопрос в масштабах всей республики. Согласно попавшей в руки коррес­понденту “Времени” служебной записке руководителя аппарата СК Халижана Абдырайымова, по всей стране проверили, есть ли у работников ревизионных комиссий сертификаты госаудиторов, соответствуют ли они квалификационным требованиям, достаточно ли у них опыта. И что же?
Как оказалось, к концу 2018 года общий контингент сотрудников ревкомов по всей стране составлял 654 человека. Из них работников, осуществляющих непосредственно контроль качества, менее 6 процентов (это средняя цифра по стране, в регионах она варьируется от 3,8 до 7,7 процента). То есть людей, имеющих полномочия осуществлять проверки, в структуре комиссий очень мало. Штучный, можно сказать, товар. Логично, что такие специалисты должны соответствовать всем квалификационным требованиям, предъявляемым сотрудникам на таких должностях. И вот здесь начинаются трудности.
Как выявила проверка, из 34 сотрудников по всему Казахстану, осуществляющих контроль качества, восемь не имеют сертификата государственного аудитора. В число “неучей” попали руководитель отдела, главный инспектор, главный специалист ревизионной комиссии Алматы, главный специалист ревкомиссии Акмолинс­кой области, руководитель отдела комиссии Атырауской области, завотделом ревизионной комиссии Западно-Казахстанской области, главный специалист ревкомиссии Костанайской области, главный специалист - ассистент государственного аудитора ревизионной комиссии Павлодарской области.

Не лучшим образом обстоят дела и с опытом проверяющих. Из 34 человек, осуществляющих контроль качества, только 18 могут похвастать хоть каким-то стажем работы в структурных под­разделениях, имеющих отношение к госаудиту, - от двух месяцев до 15 лет. При этом семеро осуществляющих контроль качества не имеют ни сертификатов государственных аудиторов, ни опыта работы в гос­аудите. Среди них двое представителей ревизионной комиссии Алматы - Б. С. РАХИМБЕКОВ и А. С. САБИРОВА, а также С. К. ЕБЖАНОВ - в Акмолинской области, А. Ж. КОСМАГАМБЕТОВ - в Атырауской, С. Ж. КОПТЛЕУОВ - в Западном Казахстане, К. И. КУЛЬПЕИСОВ - в Костанайской, А. А. ШАРИПОВА - в Павлодарской области.
Но и это еще не все. В некоторых регионах ревизионные комиссии объединяют с другими структурными подразделениями, наделяя их функциями, например по правовому обеспечению. А в Атыраус­кой области функции контроля качества вовсе переданы отделу контроля качества и внутреннего аудита, хотя согласно законодательству ревкомиссии не должны заниматься внутренним аудитом. Также установлено, что в ревизионной комиссии ЗКО есть долж­ность заведующего отделом, не предусмотренная реестром.

Все это свидетельствует об отсутствии единого подхода к работе ревизионных комиссий. И дело не в том, что эти региональные подразделения находятся под контролем маслихатов. Хотя именно маслихаты назначают и увольняют членов и руководителей ревизионных комиссий. А дело в том, что маслихаты полностью зависят от местных исполнительных органов, и потому ревизионные комиссии попадают, по сути, в полную зависимость от акимов областей и городов республиканского значения. Стоит ли удивляться тому, что местный “парламент” даже не спрашивает у кандидатов, есть ли у них профильное образование и необходимый опыт. Если называть вещи своими именами, то выходит, что проверяющие практичес­ки напрямую зависят от тех, кого они должны проверять!
Главам регионов не так уж и важно, есть ли у нужного человека сертификат госаудитора. Главное, чтобы результаты проверок были “правильными”: в одном подразделении кровь из носу надо найти финансовые нарушения, а в другом, наоборот, закрыть глаза на явные проблемы. Соответственно, и руководитель ревизионной комиссии подбирает под себя людей, которым “можно доверять”. Например, в алматинском ревкоме одно­временно трудились два одноклассника из гимназии № 3 Караганды - Мейрзат КАЛИЕВ и Болат АБИЛАЕВ, и один из них не соответствовал квалификационным требованиям. Или это совпадение?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть