8937

Взятка через пытку?

В режиме морского шторма идет судебный процесс над обвиненным в коррупции костанайцем Львом ЖУКОВЫМ. Волны разбирательств выбрасывают на всеобщее обозрение компромат, с помощью которого подсудимый пытается доказать: он стал жертвой провокации. Дело зашло так далеко, что теперь, видимо, немногим хочется, чтобы Жуков вышел из этой ситуации чистым и сухим. Ни следакам из антикоррупционного ведомства, ни прокурорам, ни тем паче людям, которые, как уверяет подсудимый, его оболгали и подставили, этого не нужно.

Жуков открыто указывает на своих недругов - бывших коллег Кайрата ТЕМИРБАЕВА и Елбека ТУЛЕУЛЕНОВА, выступающих в суде свидетелями обвинения. С их слов подсудимый выглядит махровым взяточником, который в должности главного инженера костанайского филиала АО “КТЖ-Грузовые перевозки” минувшим летом вытребовал с них 500 тыс. тенге.
- Люди, которым я мешал обворовывать АО “Казахстан темир жолы”, хотели от меня избавиться и придумали, как это сделать, а сотрудники антикоррупционной службы пошли у них на поводу! - заявил Жуков в суде.
Жена подсудимого Нина ЖУКОВА участвует в этом процессе в статусе общественного защитника и сообщила в интервью нашей газете, что считает огласку событий, происходящих в зале заседаний, залогом справедливых разбирательств.
- Все сведения, которые сообщает мой муж, готовы подтвердить свидетели, - утверждает она. - Но суд непонятно почему отказался их выслушать. Ситуация сейчас такова: практически все ходатайства адвоката в поддержку позиции моего мужа отметаются. Его заявление о применении недозволенных методов следствия и пыток не расследовано по существу. Я хочу рассказать все сейчас, чтобы потом не оказалось поздно. Тем более что муж продолжает отрицать предъявленные ему обвинения и говорит, что еще верит в справедливость.

Свой рассказ Нина начинает, отталкиваясь от событий двухлетней давности, когда ее муж занимал должность замдиректора Костанайского эксплуатационного вагонного депо ВЧД-19 по Тобольскому региону:
- Мы жили тогда в Лисаковске, а муж мотался оттуда на станцию Тобол, практически все время отдавая работе. Директором ВЧД-19 в Костанае тогда был Тулеуленов, а главным инженером - Темирбаев. В июле 2015-го в депо грянул большой скандал: муж рассказывал, что руководством были приняты в эксплуатацию несуществующие вагоны, а затем вскрылась недостача больше чем ста тонн листового железа. И он видел, как во время проверки исчезнувшие материалы срочно машинами завозили на склады, чтобы восполнить нехватку…
В результате того скандала Темирбаев уволился по собственному желанию, а директора Тулеуленова понизили в должности - перевели в замы. Начальником же над ним был поставлен Жуков.
- Лёва скоро обнаружил там кучу всяких нарушений, - говорит его жена. - Выяснил, что в ВЧД-19 действуют подставные фирмы, которым платят деньги за работу, выполняемую сотрудниками железной дороги, и перекрыл им кислород. Узнав, что в здании столовой с разрешения начальства размещается цех по производству пластиковых окон, убрал его оттуда. Там вообще он много чего пресек, и, конечно, ему не простили...
В итоге Жуков продержался в должности руководителя всего три с половиной месяца. Своего зама Тулеуленова за все это время он на работе не видел. Тот был то в отпуске, то на больничном, а потом… вдруг опять был назначен директором! Льва Жукова перевели в его замы.
- С этого момента у Лёвы и начались сложности, - утверждает Нина Жукова. - Жалобы на него сыпались с какими-то нелепыми обвинениями, которые потом не подтверждались. Давление усилилось после того, как Тулеуленов получил повышение и уехал в Астану, а мужа в июне прошлого года опять назначили директором ВЧД-19.
16 мая 2017-го некий аноним закинул в транспортную прокуратуру очередную анонимку на Жукова. Дело дошло до приезда в Костанай спецкомиссии из головного офиса КТЖ, которая никаких нарушений в работе директора не нашла, и возникший было вопрос об его увольнении был снят.
- Мужа после этого вызвали в Астану, где он встретился с Тулеуленовым, - рассказывает Жукова. - В разговоре зашла речь о том, что тот должен вернуть Лёве старый долг - 500 тысяч тенге за купленную у него несколько лет назад грузовую машину. Было сказано, что деньги выплатит Темирбаев, работающий в вагонно-ремонтной фирме ТОО “ЕКАМ-сервис”. Конечно, мужа это не удивило, ведь он из первых уст знал, что у Темирбаева с Тулеуленовым общие дела.
В июле Жуков снова пошел на повышение - стал главным инженером Костанайского отделения железной дороги. И в том же месяце его задержали по подозрению в получении взятки от Темирбаева. Во время задержания Жукову стало плохо: он болен сахарным диабетом, и стресс спровоцировал приступ.
- Кто-то сказал: “Дайте ему воду и нашатырь”, - вспоминал в суде Жуков. - Но мне ничего не дали. Принесли бутылку с водой и пузырек нашатыря и поставили их передо мной на капот машины. Я висел на руках оперативников, а спасительная бутылка была недоступна. Я терял сознание, плохо соображал, что происходит, а мне целый день не давали лекарства, еду и воду. Для меня как диабетика это было невыносимо. Сотрудники устроили со мной торг: предложили отпустить, если передам эти деньги начальнику отделения дороги. Я ответил им, что на подлость не пойду. Я все время боялся, что впаду в сахарную кому, и поэтому спустя пять часов после задержания сдался: написал все, что от меня требовали. Признание было вынужденным, ненастоящим…
По мнению адвоката Ильи ВАСИЛЬЕВА, это “трагическая история, которая требует самого тщательного рассмотрения”. Однако транспортная прокуратура вынесла постановление об отказе в привлечении к уголовной ответственности сотрудников антикоррупционной службы, обвиняемых Жуковым в пытках.
- Основание для отказа простое: сотрудники дружно отрицают факт пыток, - говорит Васильев. - Но это же несерьезно! Почему остались неисследованными материалы дела? Почему никто не удосужился посмотреть видео задержания? Там ведь зафиксировано все, о чем рассказывает Жуков! Свою жалобу на отказ расследовать должным образом факт пыток мы теперь отправляем в суд…
Защитники Жукова твердят, что нестыковок в этом деле масса, и указывают на обнаруженные ими факты фальсификации как в журнале дежурной части антикоррупционного ведомства, так и в протоколе допроса обвиняемого. При этом свидетели обвинения в суде выдают совершенно разные версии происходивших событий. Порой доходит до смешного, когда они начинают противоречить собственным показаниям, зафиксированным во время следствия.
- На наши вопросы о том, почему они говорят сегодня совсем не то и не так, как раньше, нам отвечают: ой, мы, мол, забыли, это было давно! - говорит Нина Жукова. - А потом заявляют, что поддерживают свои первоначальные показания! И все это благополучно проходит! Однако свидетельствам в пользу моего мужа хода не дают…
Между тем на одном из последних судебных заседаний случился и такой казус: начальник Костанайского эксплуатационного вагонного депо Рамазан НАЗАРОВ заявил, что отказывается от показаний, данных против Жукова во время следствия. Он пояснил, что “имел в виду совсем не то, что записано следователем”.
До окончания судебного следствия не так уж и далеко, но вряд ли кто сегодня может предположить, чем оно закончится. Жуков твердо стоит на позиции непризнания вины и заявил уже о готовности рассказать все, что ему известно о махинациях на железной дороге, сотрудникам службы экономического расследования департамента госдоходов. Но, судя по всему, эти тайны их не заинтересовали…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Костанай

Поделиться
Класснуть