5952

Господа офицеры, сверим счёты!

Публикация “Кому маржа под хвост попала?” (“Время” от 27.7.2017 г.) не осталась незамеченной в полицейском ведомстве. Пресс-служба Министерства внутренних дел прислала в редакцию письмо, в котором утверждалось: корреспондент “Времени” стоимость проекта составления электронных протоколов за нарушения ПДД оценил неправильно. Перепроверив эти аргументы, мы пришли к неутешительным для МВД выводам...

Напомним: все началось со слов министра МВД Калмуханбета КАСЫМОВА о том, что полицейские страны нуждаются в приобретении 2971 комплекта оборудования для составления протоколов и уплаты штрафов на месте. “Общая цена вопроса - где-то 874 млн. тенге”, - сказал министр.
Комплект - это 7-дюймовый планшет и мобильный принтер (POS-терминал). По фотографиям этого оборудования, размещенным на официальных ресурсах, мы определили модель нужных МВД планшета и принтера. Первый в Казахстане можно купить по цене от 115 тыс. до 133,5 тыс. тенге. Второй - в среднем за 30 тысяч. То есть суммарная стоимость этих гаджетов должна составлять никак не более 165 тысяч тенге, однако, по министерским данным, она достигает чуть ли не 300 тысяч (примерно такая сумма получится, если 874 миллиона тенге разделить на количество комплектов - 2971). Об этом и говорилось в нашей публикации, автор которой недоумевал: зачем платить больше?
А теперь передадим суть претензий, изложенных в письме в нашу редакцию за подписью замдиректора департамента госязыка и информации МВД РК Олега ИВАЩЕНКО.
“Приведенные в статье Киселева тезисы о вдвое завышенной стоимости планшетов недостоверны, - пишет Иващенко. - В целом статья не содержит каких-либо подтвержденных ссылок или расчетов и основывается на мнении журналиста”.
Г-н Иващенко сообщает: нужная для реализации проекта сумма стоимости планшетов составляет 415 млн. 940 тыс. тенге (140 тыс. тенге за один гаджет), принтеров - 209 млн. 307 тыс. тенге (70,5 тыс. тенге за единицу). При этом почему-то утверждается, что автор газетной публикации “необходимость приобретения мобильных принтеров… не озвучил”, хотя это, конечно, не так: я ее не только “озвучил”, но еще и среднюю рыночную цену указал…
Обозначена в бумаге из министерства и третья статья расходов - услуги связи, стоимость которых должна составить 249 млн. 564 тыс. тенге в год (84 тыс. тенге на защищенный канал связи для одного планшета).
Действительно, об услугах связи в нашей публикации речи не было по той простой причине, что ранее о них никто и ни с какой трибуны не вещал. Представители МВД и Генпрокуратуры, а также местных исполнительных органов - акиматов - говорили исключительно о закупаемой аппаратуре, то есть тех самых планшетах и принтерах, на приобретение которых требуется 874 млн. тенге. Почему в цену вопроса теперь включается плата за Интернет для планшетов - понять решительно невозможно. Ведь эти деньги (напомним - четверть миллиарда в масштабах страны!) нужно будет истратить не единовременно - это ежегодная плата.


Пойдем дальше. Получается, что каждый полицейский планшет будет “кушать” Интернет на 7 тысяч тенге в месяц. Спрашивается: не велик ли аппетит? Сегодня каждый из нас может купить выгодный интернет-пакет для своих мобильных цифровых устройств. Средняя стоимость такого удовольствия у любого казахстанского провайдера крутится в районе 2-3 тысяч тенге. Причем разрыв в тарифах для физических и юридических лиц постоянно сокращается.
Между тем на рынке существует проект, во многом схожий с тем, что внедряется МВД. Это “Оператор фискальных данных”, или ОФД, который реализуется при техподдержке “Казахтелекома”. Он позволяет бизнесменам передавать конфиденциальные сведения о движении денег в Минфин. Предприниматель с помощью ЭЦП (электронная цифровая подпись) регистрируется в системе ОФД и подключает к ней свой POS-терминал двумя способами - используя проводной либо беспроводной (с помощью сим-карты) Интернет.
Указанная на сайте ОФД стоимость проводного соединения для одной кассы составляет всего 1,5 тыс. тенге. Цена “симочного” - представьте себе! - точно такая же. Копейка в копейку! Причем проект ОФД предоставляет своим клиентам в пользование защищенный канал связи, что требуется и для проекта МВД.
Вы будете смеяться, но инспектора полиции при составлении электронных протоколов ставят свои ЭЦП в планшеты, снабженные сим-картами, для обеспечения беспроводной связи. А POS-терминалы у них такие же, какими пользуются обычные бизнесмены, подключенные к ОФД. Но бизнесмены при этом платят в 4 (четыре!) с лишним раза меньше за точно такой же Интернет. То есть по 18 тысяч тенге в год против 84 тысяч.
Как думаете, если бы в полицейском проекте на услуги связи было предусмотрено 53,5 млн. тенге вместо 250 миллионов (причем ежегодно!), кому от этого было бы лучше? А хуже - кому?.. Так откуда же такая разница и кому она выгодна?
Но вернемся к нашим цифровым “баранам”, то есть к планшетам с принтерами. В письме МВД не дано никакой оценки тому, что мы нашли на казахстанском рынке планшеты, стоимость которых существенно ниже (аж на 25 тыс. тенге) тех, что закупаются для полицейских. Никак не объясняется там и баснословная цена принтеров (70,5 тыс. тенге). Между тем на сайте Aliexpress модель терминала JP MTP-3 (которая была закуплена для полицейских Астаны) продается примерно по… 55 долларов (см. скриншот), то есть менее чем за 19 тысяч тенге (или на полсотни тысяч дешевле, чем указано в письме замдиректора департамента МВД)!
В общем, как ни крути, а арифметика получается такая:
- 2971 планшет можно купить за 341 млн. 665 тыс. тенге (вместо утвержденных МВД 415 млн. 940 тыс. тенге);
- 2971 принтер - не дороже 56,5 млн. тенге (а не за 209,7 млн. тенге);
- ну и не забудьте про услуги передачи данных, которые тоже могут (или должны?) быть совсем недорогими - в пределах 53 млн. 500 тыс. тенге.
Итого навскидку получается 526 миллионов тенге, что на 348 миллионов меньше официально озвученной 874-миллионной стоимости программы. Причем если все же откинуть спорную цифру об услугах связи, то разница получается просто убийственная.
Заметьте, озвученные мной цифры взяты не с потолка. Все они находятся в свободном доступе на сайтах производителей и продавцов товаров и услуг. Расчеты хоть и не подтверждены финансовыми департаментами госструктур, но все же не могут считаться порождением одного лишь предвзятого “мнения журналиста”. Я ведь всего только сравнил цены МВД с другими существующими на рынке. Почему бы и нет? И если разница сложилась не в пользу радетелей программы, то чья в том вина? Вот почему вопрос: “Кому маржа под хвост попала?”, вынесенный в заголовок оспариваемой МВД статьи, с нашей точки зрения, с повестки дня снимать рано.
Так же, как и вновь оставшиеся без какого-либо ответа наши вопросы о поистине “золотой” программе всеобщей дактилоскопии, заданные еще в декабре прошлого года (см. “А ручки-то - вот они!”, “Время” от 27.12.2016 г.). На ее реализацию, как было заявлено с высоких трибун, требуется 36,8 млрд. тенге. Однако наши расчеты и сравнительный анализ с результатами российского опыта реализации подобной идеи показали: расходы на воплощение закона “О дактилоскопической и геномной регистрации” в Казахстане могут составлять всего-то… 1,5 млрд. тенге!
Мы по-прежнему ждем содержательных ответов на наши публикации и просим МВД, Генпрокуратуру и Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции считать их официальными запросами от имени нашей редакции.

Стас КИСЕЛЁВ, фото с интернет-ресурса,  Костанай

Поделиться
Класснуть