Как “хлопнули” хлопкозавод
Июньским днем 2012 года на территорию мактааральского хлопкозавода “ТОО “Макта-Групп kz”, что на юге Казахстана, ввалилась толпа дюжих молодцов. Люди в гражданском уложили охранников носом в асфальт, взломали замки, выкинули всех заводских за проходную и выставили на входе здоровенного бугая.
Заваруха, что случилась в тот день, стала кульминацией истории, которая стартовала летом 2003 года, когда три акционера хлопкозавода продали его Карсыбаю АБДУАХАТУ. Той же осенью новый хозяин взял в банке кредит в 1 650 000 долларов для покупки крупной партии хлопка-сырца, и завод заработал на полную мощность. Однако процветание было недолгим. В начале 2004 года на Лондонской хлопковой бирже произошел обвал котировок, и у всех хлопковиков начались проблемы. ТОО “Макта-Групп kz” не стало исключением. Несмотря на трудности, хозяин платил людям зарплату и налоги в казну, а вот на полное погашение кредита денег уже не хватало. В августе 2006 года банк подал в суд о взыскании долгов. К тому времени оставался только основной долг -
1 403 025 долларов, а в ноябре Абдуахат и банк заключили мировое соглашение, утвержденное судом. В нем банк пообещал найти хлопкозаводу инвесторов, а хлопкозаводчик поручился полностью рассчитаться по долгам. Прошло 4 года, но ни одна из сторон обещаний не выполнила. Банк бездействие объяснял кризисом, на него же пенял и бизнесмен. В 2010 году банк решил принудительно вернуть выданный кредит. Исполнять решение было поручено судебным исполнителям Мактааральского района. С марта по июль 2010-го прошло несколько аукционов, но все они в силу разных причин закончились безрезультатно. Судьбоносный аукцион по заявке судисполнителя Мактааральского территориального отдела судебных исполнителей Абдисамата ЖУСИПОВА был назначен на 17 августа 2011 года. Организатор торгов АО “Би-Логистикс” определил начало аукциона на 10 часов. А 16 августа, то есть накануне аукциона, в 16.30 в филиал АО “Би-Логистикс” поступило постановление того же Жусипова, датированное 15 августа. В нем судисполнитель приостанавливал торги по хлопкозаводу. Дело в том, что владелец завода оспорил через суд оценку имущества, выставленного на торги. “Би-Логистикс” тут же приостановил работы по организации торгов и направил извещение в головной офис в Астану.
- Торгов этих на самом деле и не было, - говорит Абдуахат. - Но вдруг на свет появляется постановление того же Жусипова, датированное 17.08.2011 года, где он признает торги несостоявшимися. По его версии, аукцион был, но так как принять в нем участие пожелал один человек, он признан несостоявшимся. Когда торги признаются несостоявшимися, это дает возможность кредитору забрать залоговое имущество по цене, сниженной на 20 процентов.
На том череда странных документов, вышедших из-под пера мактааральских судисполнителей, не закончилась. Так, 17.08.2011 года в “Би-Логистикс” поступило постановление и.о. старшего судебного исполнителя Мактааральского территориального отдела Нурболата ИКИЯТ-УЛЫ от 16.08.0211 года об отмене постановления Жусипова от 15.08.2011 года. Постановление Икият-улы, согласно журналу регистрации “Би-Логистикс”, пришло в 12 часов 10 минут, то есть на два часа позже назначенного времени торгов, которые, как свидетельствует директор филиала АО “Би-Логистикс” по ЮКО Кайнар МАЙЛЫШЕВ, фактически не проводились.
- Мы полагаем, что оба эти постановления написаны значительно позже указанных в них дат, - рассуждает Карсыбай Абдуахат. - Ведь в журнале регистрации исходящих документов Мактааральского территориального отдела судисполнителей они не зарегистрированы, и оригиналов этих постановлений нет.
Тем временем 30.09.2011 года судья Мактааральского райсуда Байдыбек ДЮСЕБЕКОВ своим определением приостановил передачу хлопкозавода, выставление его на аукционы до той поры, пока его хозяин не рассчитается с банком. Казалось, проблема исчерпана, однако интерес к ситуации с хлопкозаводом проявил начальник департамента по исполнению судебных актов ЮКО Куандык МЫРЗАХМЕТОВ. 26.10.2011 года Куандык Шалатаевич своим приказом забрал исполнительное производство по хлопкозаводу из Мактааральского района и передал его специально созданной группе судисполнителей Шымкента. В нее вошла судисполнитель Абайского района Оразкуль ИМАНБАЕВА. Именно она 9.02.2012 года вынесла постановление о передаче завода банку и сняла все аресты с завода, а их было как минимум четыре.
- В своих действиях она опиралась на то самое постановление Жусипова, в котором торги признаны несостоявшимися, -
говорит адвокат Мухтар МУТАЛИПОВ. - На основании этих бумажек Иманбаева передала завод банку, это противоречит букве закона. Это противозаконно еще и потому, что на тот момент хлопкозавод все еще находился в аресте, который наложил судья Дюсебеков, а арест, наложенный судьей, вправе снимать только судья, но никак не судисполнитель.
Представители хлопкозаводчика написали заявление на Иманбаеву, Жусипова и Икият-улы. Уголовное дело то возбуждалось, то прекращалось. Его футболили от одного отдела полиции к другому, то поручали расследование бывшей финансовой полиции, то забирали в ДВД. В конце концов дело осело в кабинете следователя ДВД ЮКО Бахытжана ШАЙДОЗОВА, и он раскопал-таки доказательства того, что внушающие подозрения постановления Жусипова и Икият-улы фальшивка. 31 мая 2016 года уголовное дело с обвинительным актом передали в районную прокуратуру для дальнейшего направления в суд. Однако прокурор Абайского района Султан ОРМАНОВ не усмотрел в действиях Иманбаевой криминала, снял с нее статус подозреваемой, а дело отправил на доследование. Тут следует отметить, что на протяжении 2014 и 2015 годов прокуратура Абайского района не только возбудила в отношении всех трех судисполнителей уголовное дело, но и пристально следила за ходом следствия, давала указания, как вести расследование в полном объеме и максимально объективно.
- Данное уголовное дело, которое увенчалось обвинительным актом, - заслуга исключительно районной прокуратуры, - отмечает адвокат Муталипов. - Учитывая это, непонятно, что сегодня заставило прокуратуру так резко поменять позицию.
Владелец злосчастного хлопкозавода потерял надежду, что в Шымкенте ему удастся доказать свою правоту. Искать правду он едет в Астану.
- Я намерен обратиться к генеральному прокурору, в администрацию президента, к главе государства, - говорит Абдуахат. -
Прошу наказать тех, кто отобрал дело всей моей жизни, прошу вернуть мой завод. За эти 6 лет я пришел к мнению, что стал жертвой высокопоставленных людей, положивших глаз на мой завод. Пострадал не только я, но и 200 человек, которые “благодаря” рейдерам остались без работы, а у каждого из них на шее висят как минимум три человека. Вот и считайте, сколько нас пострадавших!
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент