3902

Коммунизм построен. С недоделками

3 марта, в день выхода материала “Вскрытие покажет” о кражах из контейнерных вагонов, мы получили письмо, подписанное замначальника департамента МВД на транспорте Ерболом БЕКЕНОВЫМ. Полковник предложил нашим корреспондентам поехать на станцию Достык, чтобы своими глазами увидеть работу транспортных полицейских. В качестве сопровождающих лиц мне определили аж трех представителей ДВДТ.

Путь от Алматы до небольшого села Достык с одноименной станцией, что на границе с Китаем, около 700 километров. Пассажирский поезд ходит туда раз в неделю, поэтому сотрудники ДВДТ решили ехать на машине. Дорогу до Талдыкоргана можно назвать идеальной (253 км мы преодолели всего за 2 часа). Еще четыре часа ехали до Ушарала, оттуда до села Достык - всего 160 километров пути. Точнее - сплошного бездорожья. Местные жители, чтобы избежать поломок (весь отрезок пути - яма на яме), проложили объездные дороги по степи. Но если не знать точного маршрута, большой риск заплутать или, что еще хуже, упереться в государственную границу - со всеми вытекающими последствиями.
Так что 160 километров мы с трудом преодолели за 5 часов... Первое, что бросается в глаза на станции, - затишье. Хотя Достык считается крупнейшим железнодорожным переходом с Китаем, особого движения на станции не заметно. Местные жители говорят: сказался мировой кризис. Если в 2014 году через Достык провезли 18 миллионов тонн различного ширпотреба, то в прошлом - всего 7 миллионов...
Вот появляется грузовой состав из Поднебесной. После оформления всех процедур контейнеры попадают на станцию, где начинается перегруз - ширина китайской железной дороги 1,43 метра, нашей - 1,52. Такие параметры были приняты в советское время, когда Китай считали потенциальным врагом СССР - во избежание возможного переезда через границу китайских эшелонов с войсками. Работники станции показывают, как проводят перегрузку контейнеров, таможенные и другие необходимые досмотры. Замечаю, что на одном контейнере стоят две пломбы, на другом - пять.
- Все зависит от финансовых возможностей отправителя груза, - рассказывает начальник линейного отдела полиции (ЛОП) станции Достык Тимур КУЙКАБАЕВ. - Заплатит больше за услуги - могут до пяти пломб различных повесить. Встречаются пломбы и с GPS, но редко. Такие вешают на контейнеры с особо ценным грузом.
После улаживания всех процедур груз принимают наши железнодорожники, а вохровцы (военизированная железнодорожная охрана при АО “НК КТЖ”) обеспечивают круглосуточную охрану. Отдельная вооруженная охрана следит за контейнерами с ценным товаром. Кроме того, весь железнодорожный парк с единственным постом пропуска также под охраной. Спрашивается: кто и, главное, как при такой охране умудряется обчищать контейнеры?!
- Чужие здесь не воруют! - категорично заявляет подполковник Куйкабаев. И сокрушается: мол, доказать причастность “своих” к таким кражам крайне затруднительно.
По его словам, информацией о ценном грузе владеют десятки людей. Схема прохождения груза такова: большая пачка документов на товар (в одном составе бывает до 50-60 вагонов) поступает в техконтору станции. Оттуда - в товарную кассу, а те передают бумаги таможенникам. Верещагины, если не обнаруживают контрабанду, отдают бумаги брокерам. Посредники, выполнив свою работу, возвращают документы обратно - по такой же цепочке. Установить, кто именно из “своих” слил информацию о ценном грузе, транспортные полицейские не могут. Бывает, что воры попадаются с поличным, но своих информаторов они не сдают - среди задержанных немало людей с тюремным прошлым, которые прекрасно знают: лучше взять все на себя и получить небольшой срок, чем мотать десятку за кражу в группе лиц по предварительному сговору.
- Мы писали, как в Алматы сотрудники Турксибского РУВД изобличили злоумышленников, укравших из контейнера партию ноутбуков. Груз, замечу, вышел с Достыка. Куда смотрели ваши сотрудники, вохровцы? - спрашиваю у Тимура Куйкабаева.
- На железке появились “специалисты”, незаметно вскрывающие пломбы, - говорит он. - Пломбы без повреждений, заявления о краже нет, а значит, нет и оснований для проверки. А пропажа ценного товара обнаруживается лишь на станции прибытия, как в случае с компьютерами. Мы уговорили станционное начальство вагоны с ценным грузом ставить сразу после тепловоза - пат­руль и вохровцы едут в кабине машиниста, потому что в контейнерах нет места для людей. На разъездах и станциях они выходят и проверяют пломбы. Раньше ценный груз могли поставить в хвост состава, и мы физически не успевали за 5-10 минут стоянки осмотреть весь состав. Злоумышленники это прекрасно знали и могли пойти на кражу...
Подполковник уверяет: чтобы избежать воровства товара, полицейские теперь при отправлении груза снимают на видео и фотографируют пломбы на контейнерах. Патруль следующей станции проделывает такую же процедуру. Увы... Груз исчезает по пути следования - на маленьких станциях, в тупиках, куда доступ имеют лишь те, кто работает на железной дороге. Человек со стороны туда попросту не попадет - нет пропуска. А ведь еще надо грузовик к составу вплотную подогнать, людей привезти - чтобы как можно быстрее обчистить контейнер. Одним словом, без “своих” тут никак...
- У нас украсть товар невозможно, - уверяет Куйкабаев. - Раньше кражи были - заезд в парк практически не контролировался. После введения пропускного режима воровство прекратилось: теперь все данные заезжающих машин и водителей фиксируются в журналах. Кому из работающих на железке хочется оказаться фигурантом уголовного дела? Проблема на соседнем Актогае: это узловая станция, откуда составы круглые сутки уходят по четырем направлениям. Рядом с этой станцией начато строительство рудников компании “Казахмыс” - транспортировка их продукции тоже охраняется нашими сотрудниками. Скрывать не буду: на Актогае работают всего пять полицейских, они не могут везде успеть, как бы мы им ни приказывали...
Кстати, вопрос о наведении порядка на Актогае не раз обсуждался в столичных кабинетах, и МВД наконец выделило штаты - в скором будущем привлекательную для криминалитета станцию будут охранять больше 20 полицейских. Ну а пока...
…Патрулируя прилегающую к Актогаю территорию, полицейские и вохровцы заметили КамАЗ, в кузов которого четверо парней грузили автомобильные шины. Товар направляется в Узбекистан. Позже следователи выяснили: злоумышленники украли больше 200 шин, но инкриминировать им удалось лишь половину... Видимо, местные воры приехали на второй рейс. А куда делся товар с первого рейса - более 100 колес?! Ответа у стражей правопорядка пока нет...
Интересуюсь у начальника ЛОП, есть ли в районе станции организованная преступность? Кражи, как правило, всегда совершаются в группе, есть работники, сливающие информацию ворам, - вот вам и ОПГ.
- Как только растаможку передали на пункты прибытия груза, криминальные группировки разъехались. Когда эта процедура была на Достыке, сюда приезжали сотни предпринимателей с баулами денег. Тут же крутились бандиты - “отмечали” бизнесменов. Круглосуточная охрана груза, техническое оснащение полиции и ВЖДО тоже дали свои результаты, - уверяет г-н Куйкабаев.
…Зато в самом селе Достык - коммунизм! Здесь нет безработицы, не сыщешь бомжей и алкоголиков с нар­команами, а уличная преступность практически сведена к нулю. Как и убийства и другие тяжкие уголовные преступления. Местные жители работают на станции и соз­данных вокруг нее производствах. Весьма прибыльным, кстати, считается гостиничный и общепитовский бизнес. Почти половина работающих на станции и вокруг нее - приезжие из разных уголков Казахстана. Одни арендуют кафе, другие строят гостиницы и магазины. Чего не скажешь о станции Актогай, криминогенная обстановка на которой оставляет желать много лучшего. Будучи наслышан об этом, я не раз предлагал моим сопровождающим из ДВДТ заехать на эту станцию, чтобы увидеть все своими глазами. Тем более что наши читатели неоднократно жаловались: полицейские никак не могут навести там порядок - мол, контейнеры регулярно бомбят, а расследование этих краж затягивается на долгие месяцы. Однако это предложение моих спутников в погонах не впечатлило: мол, дороги плохие, и ехать далеко, нет условий для проживания и т. д. Все эти отговорки наводят на мысль: похоже, транспортным полицейским есть что скрывать...
У въезда в село Достык стоит ветряная установка, которая должна обеспечивать электроэнергией не только село, но и станцию. Помнится, лет 15 назад тогдашние власти Алматинской области с помпой презентовали этот ветрогенератор. Сейчас установка стоит, лопасти понуро опущены. Местные жители говорят: она не работала ни дня, хотя кучу денег из казны заплатили французской компании-производителю. Между тем на китайской стороне я насчитал больше сотни таких же установок, которые вовсю машут “крыльями” и, как уверили меня жители Достыка, обеспечивают энергией не только китайскую станцию Алашанькоу, но и прилегающие к ней поселки. А у нас, как выяснилось, в случае отключения электричества в Достыке в депо запускают дизель-генератор, но его мощности едва-едва хватает на станцию - поселок же погружается во тьму...
И последнее. В небольшом селе я насчитал больше сотни внедорожников различных моделей (к слову, средняя зарплата на Достыке - около 100 тысяч тенге). По словам сельчан, для них это не роскошь, а безальтернативное средство передвижения. Выезжать на легковом авто за пределы села - все равно что играть со смертью: большую часть пути сотовая связь не работает, а засесть на диких дорогах проще простого. И пиши пропало: помощи ждать неоткуда. А зимой, когда снежные заносы превышают несколько метров, сила ветра такова, что 40-тонные контейнеры сметает с платформы и отбрасывает на десятки метров от железной дороги - ездить на автомобилях (даже внедорожниках) и вовсе невозможно. На двух местных заправках заканчивается топливо, полки магазинов пустеют...
Словом, “коммунизм” здесь построен, что называется, с недоделками. Об этом прекрасно знают в “заинтересованных” столичных ведомствах, но никакой проблемы в упор не видят. Понятное дело: бастыки прилетают сюда на вертолетах - им ближе до Бога, чем до местных жителей с их земными нескладухами...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора, Алматы - станция Достык

Поделиться
Класснуть