Следствие провалено. Судите!
Эта детективная история началась 8 мая прошлого года: жительница Шу, что в Жамбылской области, написала в полицию заявление об извращенном изнасиловании ее 14-летней дочери Жадыры СЕРИКБАЕВОЙ (по этическим соображениям имя и фамилия жертвы насилия изменены). Эксперты установили, что над школьницей действительно надругались, и передали свое заключение местным следователям (см. “Работа на износ”, “Время” от 3.9.2015 г.).
В День Победы оперативники привезли подозреваемого - некоего Магжана - в РОВД. Следователь Е. БАЛШЫКБАЕВ возбудил уголовное дело, но задерживать подозреваемого не стал, намекнув Магжану, что за три тысячи долларов “сломает” дело. Тот найти такую сумму не смог, и тогда знакомые посоветовали ему ехать в Тараз писать жалобу о вымогательстве в антикоррупционную службу. Следователя взяли с поличным, но неожиданно для борцов с коррупцией Балшыкбаев рухнул на пол без чувств - офицер, как оказалось, страдал тяжелой формой эпилепсии.
Его увезли в больницу, куда вскоре во главе следственной группы прибыл заместитель начальника Шуского РОВД Мухаммед ОСПАНОВ (на верхнем снимке). Он установил, что следователь департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Жамбылской области (ДГСиПК) А. ДУНБАЕВ нарушил закон при изъятии полицейской формы Балшыкбаева, и попросил проводить следственные действия в соответствии с действующим законодательством. Но борцы с коррупцией посчитали это законное требование майора... воспрепятствованием осуществлению правосудия и производству досудебного расследования! В перепалку вступает сотрудник управления собственной безопасности (УСБ) ДВД Жамбылской области С. АМИРОВ, которого борцы с коррупцией привезли с собой из Тараза на задержание Балшыкбаева.
Кто-то звонит в прокуратуру, и приехавший в больницу зампрокурора Шуского района Ш. НАУРЫЗБАЕВ подтверждает: следователь Дунбаев явно нарушил закон. Тот нехотя соглашается с вескими доводами прокурора и изымает форму так, как положено по закону. А позже борцы с коррупцией предъявили майору Оспанову обвинение сразу по четырем статьям, среди которых - то самое “воспрепятствование”. К слову, вместе с Оспановым фигурантами этого уголовного дела стали еще несколько полицейских (позже дела на них были прекращены за отсутствием состава преступления).
Из приговора суда
“Данный вывод следствия суд считает не нашедшим своего объективного подтверждения. Сотрудники ДГСиПК следственные действия с Балшыкбаевым провели с нарушением норм УПК: изымали вещдоки без перчаток, в присутствии разнополых понятых (понятой выступила девушка, работавшая на тот период в ДГСиПК, что категорически запрещено законом. - Ред.), протокол не составили. По приезде зампрокурора следователь Дунбаев согласился с замечаниями Оспанова. В действиях последнего нет признаков уголовного правонарушения, поскольку его требования о процессуальных нарушениях не могут расцениваться как вмешательство и воспрепятствование досудебному расследованию...”
Следующее обвинение антикоррупционщиков в адрес полицейского - в превышении должностных полномочий - также не подтвердилось. По данным следствия, майор Оспанов и конвоир РОВД Н. АГИБАЕВ, превысив власть, избили подозреваемого Магжана в стенах райотдела. Однако еще в ходе следствия Магжан стал путаться в показаниях, а позже и вовсе заявил: он оговорил полицейских (см. “Оговор - не приговор”, “Время” от 18.11.2015 г.). Следствие прекратило уголовное дело против сержанта Агибаева с формулировкой “за отсутствием состава преступления”. Но Мухаммеду Оспанову вменили эту же коррупционную статью, несмотря на показания Магжана. Однако судья Меркенского районного суда Жамбылской области А. ДАУРЕНБЕКОВ отмел и это обвинение.
Из приговора суда
“Подсудимый Оспанов вины полностью не признал. В судебном заседании бесспорное подтверждение нашел факт указания Магжаном разных обстоятельств получения телесных повреждений. Доводы Оспанова суд находит убедительными и правильными, а кроме противоречивых, неоднократно измененных показаний Магжана, доказательств его избиения Оспановым в деле не имеется. Вышеизложенные сомнения в судебном заседании не устранились, поэтому суд считает необходимым оправдать Оспанова по этой статье...”
Между тем борцы с коррупцией и прокуроры настаивали в зале суда: Мухаммед Оспанов еще раз превысил власть, оказав психологическое давление на понятую А. ИЗБАСКАН (сотрудница областного ДГСиПК, присутствовавшая при обыске Балшыкбаева в районной больнице).
Обвинители утверждали: причинен существенный вред правам и законным интересам Избаскан: Оспанов угрожал ей, и девушка заплакала... К слову, на видеозаписи, которую производил криминалист Шуского РОВД, видно: майор Оспанов никому не угрожает, ведет себя достаточно корректно и вежливо. Это подтвердила в своих показаниях и сама Избаскан. По ее словам, заплакала она только потому, что была вынуждена провести несколько часов в окружении агрессивно настроенных по отношению друг к другу мужчин в форме. А лично ей Оспанов не угрожал, претензий к нему у нее нет. Так почему же в таком случае борцы с коррупцией посчитали ее потерпевшей и вознамерились наказать за это Мухаммеда Оспанова?
В ходе судебного заседания судья Дауренбеков отметил: статья 362, часть 2 УК РК (“Превышение власти или должностных полномочий”) предусматривает причинную связь между действием (или бездействием) и наступившими последствиями. Неужели опытные борцы с коррупцией и руководитель межведомственной следственной бригады старший помощник генпрокурора Талгат ИБРАИМОВ не знали азов юриспруденции, известных любому первокурснику юрфака? Кроме того, суд установил: Избаскан заявления о нарушении ее прав не писала, потерпевшей следствием не признана. В итоге судья посчитал обвинение необоснованным, и подсудимый в этой части обвинения был оправдан.
Подведем итог: все три коррупционные статьи, вмененные борцами с коррупцией замначальника РОВД Мухаммеду Оспанову, не нашли подтверждения в ходе судебных заседаний. Спрашивается: кому нужно было непременно загнать это дело в суд? Неужели антикоррупционщики и прокуроры не понимали, что при такой правовой хлипкости обвинений дело закончится пшиком?
“Сработало” лишь инкриминированное следствием заведомо незаконное содержание под стражей. По этой статье Мухаммеда Оспанова признали виновным и приговорили к 1,6 года лишения свободы. Впрочем, у защитников майора Оспанова есть веские контраргументы, к которым мы еще вернемся.
…Между тем в пылу очередной “войнушки” силовых структур, кажется, все забыли о самом главном - о дальнейшей судьбе 14-летней школьницы, которую, как установили эксперты, “изнасиловали извращенным способом”. Одна лишь мать Жадыры помнит об этом и пытается достучаться до высоких столичных кабинетов. Женщина все еще надеется, что подозреваемый в этом жутком преступлении понесет заслуженное наказание. Но день ото дня эта надежда становится все призрачнее и призрачнее...
Между прочим, 26 ноября 2014 года на первом расширенном совещании Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (ныне преобразованное в Национальное бюро по противодействию коррупции при Министерстве по делам государственной службы) руководитель этой структуры Кайрат КОЖАМЖАРОВ во всеуслышание заявил:
- Господа офицеры антикоррупционной службы! В соответствии с новым Уголовно-процессуальным кодексом отменяются институты доследственной проверки и дополнительного расследования. Каждый вынесенный судом оправдательный приговор будет свидетельствовать о нашем, о вашем низком профессионализме. Мы обязаны обеспечить безупречность принимаемых процессуальных решений, став гарантами защиты прав граждан...
Золотые слова, Кайрат Пернешович!
Осталось лишь добиться, чтобы они не расходились с делами. История майора Оспанова, практически все обвинения в адрес которого, выдвинутые вашими подчиненными, рассыпались как карточный домик - повод для серьезной чистки авгиевых конюшен антикоррупционной службы. Тем более что отец Мухаммеда Оспанова - юрист с 40-летним стажем полковник полиции Мурат ОСПАНОВ (на снимке) - заявил газете “Время”: он склонен сомневаться в правомерности даже “сработавшего” в суде обвинения в адрес сына о незаконном содержании под стражей.
- Ведь он (Магжан. - Ред.) - подозреваемый в изнасиловании несовершеннолетней, то есть в преступлении из категории тяжких. Выходит, полицейские должны были отпустить потенциального насильника с порога РОВД?! Если антикоррупционщики и прокуроры после этого обвиняют моего сына в незаконном задержании - значит, они сами не знают законов! - эмоционально заявил полковник Мурат Оспанов.
Конечно, в этих словах Оспанова-старшего чувствуется обида за сына. Но, согласитесь, г-н Кожамжаров, в них серьезный повод задуматься об уровне профессионализма ваших подчиненных из департамента по Жамбылской области. Тем более после столь разгромного вердикта суда...
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы