6425

Вскрытие покажет...

Как на круглосуточно охраняемой железной дороге из вагонов, нашпигованных чудесами охранной техники, исчезают грузы на сотни миллионов тенге

Помнится, лет семь-восемь назад тогдашние руководители комитета таможенного контроля (КТК) начали широкомасштабную пиар-акцию по внедрению электронного пломбирования грузовых вагонов. Высокопоставленные верещагины тогда с жаром доказывали: применение таких пломб исключает возможность подмены сопроводительных документов и обеспечивает сохранность товаров, ввозимых на территорию нашей страны. Для пущей убедительности на таможенные переходы с Китаем привозили журналистов: дескать, лучше один раз увидеть...

Во время одной такой пиар-акции заместитель председателя КТК Сержан ДУЙСЕБАЕВ заявил: “Основными задачами таможни являются создание благоприятных условий для развития торговли, сокращение времени доставки товаров, устранение барьеров, зачастую носящих бюрократический характер. Для их реализации требуется применение передовых технологий, эффективная координация действий госорганов по всему маршруту следования товаров, строительство необходимой инфра­структуры, увеличение пропускной способности пунктов пропуска, минимизация влияния человеческого фактора...”
Вот только один пример внедрения передовых технологий на таможенных переходах с Китаем: введены в действие инспекционно-досмотровой комплекс ТС SCAN, автоматизированная система контроля доставки товаров (АСКДТ), стационарные системы обнаружения радиоактивных материалов “Янтарь-1А” и “Янтарь-1П”, комплекс электронного декларирования “WEB-декларант” для представителей малого и среднего бизнеса. А еще применяются электронные пломбы автоматической системы контроля доставки, укрепляется техническое оснащение правоохранительных подразделений таможни и, внимание! - активизирована оперативно-розыскная деятельность. Другими словами, отныне транспортировка груза под бдительным контролем стражей торговых границ.
Правда, удовольствие это не из дешевых. Одна такая электронная пломба стоила тогда около 600 долларов. Мы не знаем наверняка, сколько всего таких пломб использовали таможенники за это время. Но вот статистика самих верещагиных: автопереход Хоргос в день пересекает около 130 фур и автобусов с товаром, а станция Достык пропускает ежедневно до 15 грузовых поездов (около 600 вагонов). На каждый вагон, как и на кузов грузовика, в обязательном порядке вешается электронная пломба. Если верить таможенникам, применение такой пломбы дает полную гарантию безопасности: о малейшем вмешательстве извне они тут же оповещаются через спутник, а мобильные группы таможни вполне в состоянии раскрыть любую кражу по горячим следам. Это на словах. А что на деле?
Расписывать все кражи на железной дороге не хватит целой газеты - такие преступления регистрируются десятками. Возьмем самый свежий случай. В начале января этого года компания из Поднебесной отправила в Алматы 3529 ноутбуков. Товар погрузили в контейнер, запломбировали, зафиксировав все это на фото и видео. На склад временного хранения компании (СВХ), расположенный в нижней части южной столицы, товар прибыл 7 января. На следующий день представитель фирмы получателя груза Е. МУКАЖАНОВ вместе с сотрудником управления таможенного досмотра департамента государственных доходов (ДГД) Алматы А. БЕРКИНБАЕВЫМ и завскладом СВХ приступили к осмотру контейнера. На первый взгляд все было как в аптеке: номера пломб соответствовали номерам накладных, внешних повреждений не имелось. Офицер таможни снял пломбу, работники СВХ открыли контейнер и - ахнули...
Контейнер оказался более чем наполовину пуст, вместо ноутбуков на полу валялись лишь остатки их фирменной упаковки. Получатель груза сверил остаток с документами, и оказалось, что львиная доля партии компьютеров - 2749 из более 3,5 тысячи - украдена. Цена вопроса - около полумиллиона “зеленых”! На СВХ в пожарном порядке приехали таможенное начальство и представитель компании-перевозчика - ТОО “DHL логистика”. Стороны начали разбираться. Убедившись, что товар действительно исчез из опломбированного таможенниками контейнера, вызвали полицию...
Здесь необходимо внести ясность. Любыми преступлениями и правонарушениями на железной дороге и прилегающей к ней территории занимаются сотрудники департамента МВД на транспорте (ДВДТ), линейные подразделения которых расположены практически на каждой станции и в аэропортах страны. А теперь - внимание! Узнав о крупной краже ноутбуков, мы спросили у начальника департамента транспортной полиции при МВД Ержана САДЕНОВА, знает ли он что-нибудь об этом. Полковник Саденов честно признался, что не знает, потому что такой факт у них в департаменте... не зарегистрирован!
По его словам, в прошлом году было зарегистрировано 89 краж, 32 уже раскрыты, из причиненного общего ущерба в 10,2 миллиона тенге потерпевшим возмещено 6,8 миллиона. Спрашивается, как из-под носа транспортных полицейских уплыли без малого три тысячи ноутбуков?! И почему распиаренные в свое время электронные пломбы не оповестили продвинутых верещагиных о пропаже? Выходит, хваленая система, в которую из бюджета вбухали огромные средства, дала сбой? И, в конце концов, почему национальный перевозчик в лице АО “НК “КТЖ” вынужден краснеть перед своими бизнес-клиентами, доверившими нацкомпании свой товар? Железнодорожный перевозчик получает груз, доставляет его до места назначения - словом, честно выполняет все свои обязательства. А вот куда смотрит транспортная полиция, которая обязана не только охранять общественный порядок на станциях, но и зорко бдить за сохранностью всего, что перевозится по железке?
К слову, постороннему человеку попасть на территорию железнодорожных объектов невозможно в принципе - это стратегический объект с круглосуточной охраной как самих станций, так и грузовых тупиков. Это во-первых. Во-вторых, вскрыть пломбу, разгрузить контейнер, вывезти похищенное и не попасть при этом в поле зрения транспортных полицейских, военизированной охраны, всевозможных обходчиков и других работников железной дороги чужаку тоже весьма проблематично. Тем более что практически все станции оборудованы видеонаблюдением, а каждый вагон, говоря сленгом железнодорожников, имеет свою историю - в какое время и за каким номером он прибыл на станцию, кто конкретно принял вагон и куда именно поставил - словом, все это четко фиксируется в журналах и других документах. В общем, обчистить вагон с грузом - это не кошелек в переполненном городском автобусе тиснуть...
Впрочем, пообщавшись со знающими людьми из силовых органов, мы узнали: оказывается, нашлись умельцы, которые научились вскрывать те самые распиаренные пломбы, не оставляя видимых повреждений. Для этого используется обычная металлическая рулетка, которую срезают под определенным углом, вставляют в прорезь, отжимают тросик пломбы и - бери не хочу! Как говорится в таких случаях, ловкость рук и никакого мошенничества... Уже зарегистрировано несколько случаев, когда после обнаружения кражи начинались разбирательства, в ходе которых получатели груза, таможенники и транспортные полицейские обнаруживали несоответствие пломбы. Скажем, после пересечения границы на станции Достык пломба висела слева направо, а когда обнаруживали пропажу, та же пломба висела наоборот (после серии крупных краж китайцы стали перестраховываться - перед каждым отправлением состава фотографировали общий вид контейнера и отдельно - пломбы)...
Похоже, в случае с кражей ноутбуков злоумышленники сработали именно по такой схеме. Вы, конечно, будете смеяться, но сейчас раскрытием этого преступления занимаются не транспортные полицейские, знающие всю специфику расследования подобных преступлений, а сыскари из УВД Турксибского района Алматы. Представьте себе, эти ребята буквально на днях задержали-таки трех подозреваемых! Полицейские дали объявление о покупке ноутбуков, между делом намекнув: мол, можно и без каких-либо документов - главное, чтобы товар был новым. Первым клюнул некий Дильшат (в интересах следствия данные подозреваемых изменены. - Ред.). Он сбыл оперативникам несколько компьютеров, и те, убедившись, что это часть украденного на железной дороге груза, изъявили желание прикупить еще. Парень привез 100 новеньких ноутбуков, и после “сделки” на его запястьях защелкнулись наручники.
На допросе Дильшат сообщил, что купил 100 ноутбуков у знакомого по имени Рафкат. Тот сразу же признался: крупную партию ноутбуков он приобрел в одном из торговых домов.
- По словам Рафката, 8 января 2016 года в этом торговом доме он познакомился с тремя парнями, которые искали покупателей на компьютеры, - рассказал газете “Время” старший следователь Турксибского РУВД капитан ИМАНБЕКОВ. - Троица назвала цену - 100 тысяч тенге, но после непродолжительных торгов согласилась продать партию по 73 тысячи за каждый ноутбук. Рафкат позвонил Дильшату, который работает менеджером в магазине, торгующем компьютерной техникой, и парни недолго думая решили заработать на этом. Приятели рассчитались за товар, загрузили ноутбуки в такси и привезли в магазин, где работает Дильшат...
На днях оперативники РУВД задержали еще одного подозреваемого - алматинца Кайрата. Тот также клюнул на заманчивое объявление покупателей в погонах и продал им три ноутбука. Номера всех изъятых компьютеров полностью совпали с указанными в товаросопроводительных документах. Представители компании-перевозчика тут же пообещали предоставить следствию образцы таможенных пломб, судебно-трасологическая экспертиза которых и определит, каким образом зло­умышленники вскрыли это чудо охранной техники.
И последнее. Пока наши бравые правоохранители переводят стрелки, а умельцы изобретают новые методы вскрытия опломбированных контейнеров, китайские предприниматели рассматривают другие пути перевозки товаров. Часть груза для Казахстана партнеры из Поднебесной стали ввозить по морю - от Шанхайского порта до Петербурга, откуда товар на фурах доставляется в нашу страну. Дольше, дороже, хлопотнее, но самое главное, как считают китайцы, безопаснее. Мы же теряем немалые средства, получаемые за доставку товара отечественным предпринимателям либо за транспортировку транзитного груза. Вот такой получается “пломбир” на палочке. Остается задать лишь один вопрос - далеко не праздный: кто ответит (и ответит ли вообще) за провал таможенной инновации, влетевшей бюджету в весьма ощутимую копеечку? Кстати, общий ущерб от краж товаров народного потребления на железной дороге за прошлый год превысил миллиард тенге.
Ваше слово, господа верещагины!

Тохнияз КУЧУКОВ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть