3830

Приказная система

Директора школы в Сарыагаше осудили за то, что она по приказу начальника управления образования собирала деньги для детей-сирот!

1 сентября 2015 года, когда во всех школах страны прозвенел первый звонок, стал последним рабочим днем для директора школы № 3 имени Михаила ЛОМОНОСОВА. Рабия АБДРАХМАНОВА была задержана с поличным - передачу взятки в размере 25 тысяч тенге сняли на видео сотрудники антикоррупционной службы. И вроде бы не должно быть никаких сомнений - деньги нашли в ее кабинете, есть заявитель, передавший наличность, да и поборами в системе образования вряд ли кого-то удивишь. Но руководитель учебного заведения огорошила следователей - собирать деньги ей официально приказал непосредственный начальник из управления образования!

Школа № 3 имени Ломоносова - одна из лучших в Сарыагашском районе ЮКО. Только в 2015 году за ее парты сели 200 первоклашек - это очень солидное число. А руководила заведением 53-летняя Рабия Абдрахманова, посвятившая свою жизнь воспитанию детей. Со своими обязанностями женщина справлялась хорошо и так бы и проработала до пенсии на руководящей должности. Если бы в один день в ее дверь не вошли сотрудники правоохранительных органов…
- Еще в июле, накануне нового учебного года, мы получили приказ управления образования Сарыагашского района за номером 231, подписанный начальником подразделения Ерланом РЫСБАЕВЫМ, - вспоминает бывший директор. - В нем было указано: необходимо найти спонсоров, чтобы оказать помощь малоимущим детям. Задача была поставлена простая - собрать деньги и купить школьную форму и все необходимое для обучения.
Кому-то может показаться странным, что в нашей не самой бедной стране заботы о сиротах перекладывают на плечи учителей, однако приказ действительно имел место быть. Бумага написана на казахском языке, но мы приводим интересующий нас пункт в переводе.
“Пункт 6.4. Провести акцию “Путь в школу”. В целях оказания материальной помощи детям из малообеспеченных и многодетных семей, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, привлечь в рамках акции спонсорские материальные средства всех желающих, заинтересованных ведомств, местных исполнительных органов, некоммерческих организаций, субъектов предпринимательства, частных лиц, меценатов, а также членов общественных объединений”.
Приказ есть приказ. Рабия Абдрахманова попросила подчиненных поискать потенциальных спонсоров. А в августе в школу пришла некая Динара НУРТАЗИНА, предложившая свою помощь.
- Когда у нас состоялся первый разговор, я объяснила, что нам действительно нужны спонсоры, потому что возникают различные расходы, не предусмотренные бюджетом, - говорит Рабия Абдрахманова. - Нуртазина представилась предпринимательницей и дала понять, что готова помогать, даже поинтересовалась, что нужно в первую очередь. Нам как раз нужно было повесить новый карниз - я ей об этом сказала. Вызвала свою подчиненную и попросила показать Динаре, где именно он нужен. Они вместе ушли.
Через какое-то время состоялась еще одна встреча “предпринимательницы” и директора, и они снова говорили о спонсорстве - как раз о детях-сиротах, которым нужна школьная форма. А после третьего свидания директора задержали сотрудники Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.
- Она принесла деньги, сказала: это на карниз - и что-то еще пробормотала, - вспоминает Рабия Абдрахманова. - Я была уверена, что это спонсорская помощь сиротам, которым мы должны помочь согласно приказу № 231. Однако затем меня обвинили во взяточничестве!
Последнюю, третью по счету, встречу Нуртазиной и Абдрахмановой снимали на видео скрытой камерой, установленной на одежде Динары. Именно эта запись и легла в основу уголовного дела, которое быстро передали в Сарыгашский районный суд.
- Мне показалось, что судья Тасболат МАШРАПОВ как будто спешил побыстрее закончить разбирательство, - говорит адвокат Ергали БЕРЛИБАЕВ (на снимке). - Например, у нас были вопросы по расхождению в показаниях Нуртазиной. В ходе следствия она заявила, что якобы передала 5 тысяч тенге в руки Абдрахмановой, а еще 20 тысяч положила под газету. Но на видеозаписи четко видно, что деньги в руки она не передавала. Спрашиваем Динару, почему показания не совпадают с ее словами. Она долго пытается найти ответ, потом наконец объясняет: показания она давала под диктовку сотрудников антикоррупционной службы. Судья должен был обратить на это внимание, но он торопится завершить процесс и как будто пропускает эту фразу заявительницы мимо ушей. Второй момент - директору школы она заявляла, что является предпринимателем, именно поэтому ее и просят о спонсорской помощи! Но в суде женщина говорит, что работы не имеет и бизнесом не занимается и на момент передачи денег не занималась!
Наконец, еще одна важная деталь - Динара Нуртазина в обмен на “спонсорскую помощь” просит услугу - устроить ее дочь в первый класс.
- Когда я начал выяснять, о каком ребенке идет речь, то очень удивился, - продолжает адвокат Берлибаев. - Дело в том, что дочь Нуртазиной посещает детский сад и ей по возрасту рано идти в школу! Более того - мама не предпринимала никаких попыток устроить ее в школу, то есть не обращалась с заявлением о приеме, не собирала документы, необходимые в таком случае справки. Это все было выдумкой. Но в данном случае это должно трактоваться в пользу подсудимой - поскольку не нужно было устраивать ребенка, то это означает, что у Нуртазиной не было никаких проблем с этим, то есть с самого начала это была провокация со стороны правоохранительных органов!
- В 2015 году в нашу школу пришли 200 первоклассников, - добавляет Рабия Абдрахманова. - Но ни с одним из родителей я не встречалась. Для этого есть сотрудники, которые оформляют документы. Не было ни одной просьбы кому-то помочь.
Но самое главное - в суде попытались разобраться, должна ли была школьная руководительница исполнять приказ и собирать деньги сиротам. На одно из заседаний даже вызвали начальника управления образования Сары­агашского района Ерлана Рысбаева. Впрочем, ответить на все вопросы он не успел, потому что…
- Рысбаев прямо во время процесса написал заявление об увольнении по собственному желанию, и аким района его тут же одоб­рил, - поясняет адвокат Берлибаев. - И вроде как к нашей ситуации он уже отношения не имел. Хотя нам удалось установить, что деньги на школьную форму малоимущим детям выделяет государство, на каждого ребенка - по 25 тысяч тенге! Но почему-то управление образования все равно заставляет директоров школ искать где-то деньги. Потом каждый директор посылает фотоотчет о проделанной работе. А куда в итоге идут деньги, выделенные государством, так и остается загадкой. Ведь чиновники всегда могут предъявить фотографии малышей, которые одеты-обуты и к учебе готовы. А на чьи средства - это не так уж и важно.
Несмотря на массу противоречий, суд приговорил теперь уже бывшего директора к крупному штрафу в размере миллиона двухсот пятидесяти тысяч тенге. Разумеется, женщина была уволена с работы. В областном суде Южно-Казахстанской области приговор пересматривать не стали. Теперь у Рабии Абдрахмановой один путь - обращаться в Верховный суд, что она и собирается сделать. Самое же удивительное в этой истории то, что школа № 3 Сарыгаашского района сумела-таки собрать нужную сумму и купила все необходимое для четверых детей из малоимущих семей. Учебный год они начали в новенькой форме!
- Получается, меня осудили за то, что я выполнила приказ начальства, - делает вывод Рабия Абдрахманова. - А сколько таких, как я, по всей стране? Ведь в каждую школу, в каждый детский сад приходят аналогичные приказы…

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

От редакции Буквально две недели назад в Казахстане появился новый министр образования. Им стал ученый, бывший бизнесмен и топ-менеджер Ерлан САГАДИЕВ. У него, как известно, есть большие планы и множество задумок. Хотя, быть может, стоит начать с мелочей? Например, запретить чиновникам от образования собирать деньги на детей-сирот. Тем более что государство с этой задачей справляется самостоятельно.

Поделиться
Класснуть