Принцессу могли и не найти
Знаменитое городище Жайык, раскопанное в Западном Казахстане 15 лет назад, разрушается. Ученые утверждают: если на развитие археологии не выделять средств, Казахстан просто останется без своей истории.
Уникальное городище под Свистун-горой западноказахстанские археологи раскопали в 2001 году. Нужно сказать, что известный историк и археолог Г. А. КУШАЕВ всю жизнь посвятил поискам поселения, которое, по его предположению, должно быть здесь. Кушаев искал город до своих последних дней. Но он копал на горе, а поселение оказалось внизу, у подножия.
Обнаружили его случайно. Компания, разрабатывающая Карачаганакское месторождение, прокладывала трубопровод. Сняв очередной пласт земли, экскаваторщик увидел на срезе кирпичную кладку в виде арки. Он сообщил об этом во все инстанции, и в конце концов информацию передали историкам и археологам. Кирпичная арка оказалась сводом печи для обжига кирпича. Начав раскопки, археологи датировали городище XII веком, а через несколько лет обнаружили еще одно крупное поселение того же времени недалеко от поселка Жалпактал.
- До момента открытия этих городов считалось, что наша местность в то время была заселена очень незначительно, единственным городом был Сарайшык, - говорит директор Центра археологии ЗКО Мурат СДЫКОВ (на снимке). - А теперь очевидно, что здесь были весьма развитые для того времени города. Одним словом, теперь можно переписывать целые страницы учебников по истории Евразии!
В первые годы после обнаружения городища под Свистун-горой в Уральске прошли десятки конференций и научных симпозиумов, однако через некоторое время страсти по Жайыку (так назвали поселение) поутихли, финансирование научных работ сначала снизилось, а потом и вовсе сошло на нет. Какое-то время местные археологи еще копали большую усадьбу города практически на голом энтузиазме, однако и эти работы вскоре было решено прекратить.
- В следующем году ничего там делать не будем. Для того чтобы нормально копать, нужны грамотный план и средства на раскопки, анализы, экспертизы и т. д., - объясняет Мурат Сдыков. - Кроме того, нужно отчетливое понимание, что будет с объектом по окончании раскопок. Это же не яма, которую можно откапывать-закапывать, это вековая, а иногда и тысячелетняя история. Вот на месте Жайыка, например, однозначно нужно строить музей под открытым небом. Проект музея готов с 2007 года, продумано все до самых мелочей, написаны десятки писем во всевозможные инстанции, начиная от акима области и заканчивая республиканскими институтами и министерствами.
- Мы хотим сделать реконструкцию центральной усадьбы, может быть, бани, - рассказывает Мурат Сдыков. - В бане, между прочим, были теплые полы и отопление - мы нашли остатки глиняного трубопровода в полу. А еще хотим установить смотровую площадку. Я, конечно, понимаю, что 1 млрд. тенге - а на этот проект требуется именно столько - сумма немалая. Но это наша история. Неужели она менее важна, чем разные концерты, айтысы и творческие конкурсы?
Еще один памятник археологии - комплекс курганов Кырык Оба. По словам ученых Центра археологии -
это настоящее золотое дно для историков. Рядом с каждым курганом комплекса расположены по две продолговатые насыпи. Их назначение науке до сих пор неизвестно, так как это единственный пример подобных сооружений во всем сарматском мире, а их изучением никто не занимается. Центральный, так называемый царский, курган - самый высокий из всех существующих. Его высота -18,5 метра. В мире нет больше ни одного известного сарматского захоронения такой высоты.
- Наиболее известный курганный комплекс, который сейчас изучается, - это оренбургская Филипповка, -
рассказывает научный сотрудник Центра археологии ЗКО Яна ЛУКПАНОВА (на снимке). - Там были сделаны и делаются сейчас потрясающие находки. А между прочим, самый высокий царский курган там - не больше восьми метров. Представляете, какие открытия можно будет сделать в 18-метровом кургане? Высота позволяет предполагать, что там захоронен какой-то очень именитый правитель. Однако пока мы не можем даже приступить к исследованиям, потому что сначала нужно просветить курган рентгеном, провести массу анализов, в том числе и дорогостоящих. Без этого вскрывать такое значимое захоронение просто преступно.
Между тем, пока археологи ищут средства на научную работу, вандалы и грабители не стесняются. Например, тот самый царский курган комплекса Кырык Оба, о котором ученые даже говорят с придыханием, в прошлом году без всяких церемоний пытались вскрыть неизвестные лица.
- Я не знаю, кто их спугнул, возможно, они сбежали, увидев нас, - рассказывает Мурат Сдыков. - Когда мы поднялись на вершину кургана, увидели там ведра, инструмент. Грабители пробили глубокий шурф и, насколько мы можем судить, добрались до верхнего слоя кирпичной кладки. А если бы нас не оказалось здесь вовремя?!
Городище Жайык, в котором археологи мечтают рано или поздно создать музей, постепенно разрушают вандалы. Ни информационные щиты, ни насыпи, которыми ученые огородили территорию поселения, никого не останавливают.
- Несколько лет на дороге, которая ведет к раскопкам, стоял шлагбаум со знаком, запрещающим въезд, - говорит Мурат Сдыков. - Машины научились его объезжать ниже насыпи, а за ним снова заезжать на дорогу. А недавно и этот знак свистнули вместе со шлагбаумом. Кроме этого еще в советские времена здесь был проложен какой-то трубопровод. Мы приезжаем как-то, а все эти трубы вытащили. Разрыли при этом чуть ли не несколько километров, повредили большой участок земли, на котором мы еще ничего не искали.
Кроме несознательных вандалов огромный вред истории наносят вполне себе солидные организации. АО “Казахтелеком”, например, пару лет назад проложило свои коммуникации в Джангалинском районе сразу через несколько курганов. Насколько в щадящем режиме они прокалывали захоронения -
большой вопрос. К тому же юридически они просто не имели на это права, однако суд встал на сторону связистов. В Таскалинском районе ЗКО сейчас мучаются дилеммой: строить новые дома на могильных курганах или переносить проект многомиллионной стоимостью в другое место? Администрация района не стала согласовывать проект с археологами, прежде чем начать строительство. В итоге, когда были подписаны все сметы и к месту нового микрорайона подвели газ, выяснилось, что домам предстоит стоять буквально на костях далеких предков.
- Прежде чем решить, можно ли строить там дома, нужно вскрыть все шесть курганов, - объясняет Мурат Сдыков. - На это, естественно, нужны средства. У нас их нет, у Таскалинского акимата - тоже. Как будет решаться ситуация, понятия не имею.
По словам главного археолога ЗКО, очень часто разрешения на строительство выдают, даже не удосуживаясь уточнить, есть ли на территории объекты истории.
Недавно подобный случай произошел на месте городища Тас Оба, найденного в Акжайыкском районе. Строители просто разломали кирпичную кладку предполагаемого караван-сарая XIII века, прошли по ней бульдозерами. Восстановлению там ничего не подлежит, и что это такое было в действительности, уже никто не узнает.
Археологи утверждают, что через пару-тройку десятков лет многие из курганов просто исчезнут с лица земли, похоронив все надежды на изучение истории наших далеких предков.
- Про некоторые народы практически ничего не известно, - объясняет историк Яна Лукпанова. - Вот взять, например, сарматов и савраматов. Это наши очень далекие предки, и они не оставили после себя практически ничего. Их быт, жизненный уклад, географию их кочевок можно узнать только по тем вещам, что они оставляли в захоронениях.
Например, знаменитую Алтын Ханшайым - Токсайскую принцессу
могли вообще никогда не найти, если бы до ее кургана не добрались вовремя. Он просто осел бы и стал практически незаметен. А там обнаружили, между прочим, хорошо сохранившийся головной остроконечный убор, гребень, браслет и сосуд, который девушка держала в руках. Деревянный гребень - уникальная находка, по словам Мурата Сдыкова, единственная на Евразийском континенте. Кстати, в Токсайском комплексе раскопаны только три кургана из шести. Какие еще находки там хранятся, можно только догадываться, так как и на эти раскопки в следующем году вполне может не хватить средств.
- Я вам с уверенностью говорю: если на археологию не выделять средств, мы останемся без истории. Советская история у нас есть, а своей, казахстанской, практически нет. И только мы сами в этом виноваты! - резюмирует Мурат Сдыков.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и Центра археологии ЗКО, Уральск