Шёлковые путы
Грандиозный проект воссоздания древнего торгового пути, призванный вдохнуть новую жизнь в южные регионы Казахстана, местные бастыки реализовали, не считаясь с людьми. Теперь от соседства с трассой страдают тысячи сельских жителей.
Большая часть казахстанского участка трассы уже построена. Предполагается, что она обеспечит рост валового регионального продукта, экономию времени, снижение стоимости транспортных перевозок, сокращение ДТП.
Но это на бумаге, а на деле пока происходит обратное. Если подводить итоги по первым трем позициям еще рано, то об увеличении аварийности на автомагистрали уже говорят люди, через чьи аулы прошел новый Шелковый путь.
Жители сельского округа Кызыл Жар, который уже давно является частью Шымкента, не скрывают своего возмущения соседством с трассой.
- Магистраль Западная Европа - Западный Китай прямо по аулу нашему проходит, по улице Жидели бая, - говорит местный активист Абдумутал ЕЛТАЕВ. - Движение здесь не прекращается ни на минуту. Особенно страшно по утрам и вечерам. В час пик дорогу перейти невозможно. Когда свет отключают, а такое случается у нас постоянно, светофоры перестают работать, вот тогда тут начинается сущий ад.
- В нашей школе учатся 3 тысячи детишек, и дважды в день они подвергают свою жизнь риску, переходя эту дорогу, - подхватывает Рысбек МУСТАЕВ. - Летом еще куда ни шло, а зимой, когда земля превращается в грязное месиво, на дороге и взрослые, и дети, и машины. Трасса эта называется Великим шелковым путем, но на такое громкое имя она никак не тянет. Узкая, шириной лишь 6 метров. Дорожное полотно не выдерживает мощнейшего потока машин - лопается. Асфальт весь в ямах и трещинах, тротуаров нет.
Проблема заключается в том, что трасса Западная Европа - Западный Китай в Шымкенте обрывается на перекрестке близ городского рынка “Бекжан”. От этой точки до областного центра минут пять езды. Крупногабаритный транспорт, двигающийся по международному транзитному коридору, свой путь продолжает по центральной улице Кызыл Жара. По ней же несется поток авто, направляющихся в сторону Сарыагаша, Махтаарала, Шардары, Ташкента и обратно. К этой нескончаемой веренице грузовиков добавляются городские маршрутные автобусы и сельхозтехника, обслуживающие местных жителей, легковые авто. Кроме того, хоть кызылжарцы и считаются городскими жителями, но практически в каждом дворе есть скот, который каждое утро пастухи отгоняют на пастбище. Как они умудряются переправить стада животных через бурлящую автореку - загадка.
- Так жить просто невозможно! - возмущается Оспан БЕРДАЕВ. - Мы заложники трассы. Не было ни дня, чтобы здесь не произошло аварии. Люди калечатся, дети гибнут. Я уже не говорю про выхлопные газы: смог висит постоянно. Дорожные полицейские тут больше двух часов не могут выстоять. Начинаются все симптомы отравления, а мы в этом аду находимся круглосуточно! Ходили в акимат, чтобы навели порядок, да толку никакого нет.
При проектировании данного участка трассы было предусмотрено строительство транспортной развязки, которая позволила бы избежать проблемы. Однако благодаря стараниям местных чиновников все земли были проданы. В итоге на месте транспортных развязок выросли рынки, мечеть, автосалоны, автозаправки, станции техоблуживания и другие частные постройки.
Чтобы защитить права жителей населенных пунктов, где велось строительство дороги, была создана общественная мониторинговая группа. На протяжении семи лет правозащитники детально изучали ситуацию на местах. Организовывали сходы с местными жителями, согласовывали каждый нюанс, касающийся строительства трассы, с местными властями. По уму результаты этой работы проектировщики магистрали должны были взять за основу. На деле же правозащитников ввели в проект, когда все уже было подсчитано, намечено, начерчено и решено. И даже при таком раскладе общественникам удалось частично изменить ход событий. Результаты их работы были учтены на некоторых участках трассы. Так, они добились обвода международной автомагистрали вокруг села Темирлановка.
- Однако даже согласованный на всех уровнях проект местные акимы умудрялись нарушить, - констатирует руководитель общественной мониторинговой группы Бауыржан ИСАЛИЕВ (на снимке). - По проекту в районе аула Кажымукан на определенном участке эстакады должен быть проложен арык, но строители этот арык подвинули. В итоге 40 домов аула остались без поливной воды, а вода из этого никому не нужного перенесенного арыка пошла под трассу и стала размывать насыпь.
По словам Исалиева, главной болячкой при проектировании и строительстве автомагистрали Западная Европа - Западный Китай стало несоответствие всей дорожной инфраструктуры интересам местных жителей, а в особенности тех, кто задействован в сельском хозяйстве. Причем львиная доля нарушений допущена в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях.
- Скотопрогоны построены в неудобных местах. Сельхозтехника, объезжая бестолковые обводки, сжигает очень много топлива, чтобы попасть на поля и бахчи. Арычная и ирригационная системы нарушены, - перечисляет ляпы правозащитник. - Автобусные остановки расположены неудобно. Людям нужно пройти несколько километров, чтобы попасть в свой аул. Съезды-выезды сделаны не по уму. В ауле Шорнак под трассой проложили трубу два на два метра, чтобы переводить скот. Бараны по ней худо-бедно проходят, а вот коровы и верблюды даже заходить отказываются. Прямо через магистраль домой шуруют! Бывало, что их машины сбивали, животные гибнут, водители и пассажиры травмируются и даже погибают.
Обо всех этих бедах правозащитники писали во всевозможные инстанции. К примеру, они предложили разгрузить улицу Жидели бая, что в Кызыл Жаре, построив обводную дорогу за перспективной границей развития города, соединив ее с построенным уже северным объездом Шымкента. Единый комплекс северо-западного обхода города исключил бы весь негатив. Однако из Астаны ответили, что денег нет даже на проектные работы.
Правозащитников это резюме не удовлетворило, и они продолжили забрасывать столичные кабинеты письмами. В 2013 году Министерство транспорта и коммуникаций внесло некоторую ясность в вопрос, прислав на имя Исалиева официальный ответ: “В рамках послания главы государства министерству поручено разработать “Государственную программу по развитию транспортной инфраструктуры Республики Казахстан до 2020 года”, в состав которой планируется включить строительство западного обхода г. Шымкент. После принятия данной программы и обеспечения финансирования министерством незамедлительно будут начаты работы по разработке ТЭО и реализации самого проекта в целом… Анализ существующего транзитного потока при входе и выезде в г. Шымкент предполагает, что данные участки (северный, восточный обходы) вполне способны обеспечить проходную способность указанного транспортного потока в среднесрочный период”, - гласит документ, подписанный тогдашним вице-министром Романом СКЛЯРОМ. С тех пор минуло более трех лет, но положение дел мало изменилось.
Между тем правозащитники предупреждают: если нарушения не будут устранены, то возможны несколько сценариев развития событий, среди них - даже самые неожиданные.
- У Эквадора был любопытный опыт, - рассказывает Исалиев. - Страна взяла кредит у Всемирного банка, но чиновники растащили его, и проект не состоялся. В результате жизнь эквадорцев ухудшилась. Народ провел референдум и признал долг страны нелегитимным. Эквадорцы потребовали у своего правительства не возвращать долг Всемирному банку. Принятое народом решение должно выполняться. Если эколого-социальные проблемы казахстанцев, живущих вдоль трассы, не будут решаться, не исключено, что найдутся те, кто попытается примерить историю с эквадорским кредитом к нашим реалиям.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,фото автора, Шымкент