Школа, ты не спалишься...
Почему то, что происходит в наших очагах просвещения, затмевает киношную “чернуху”?
Фильм Эмира БАЙГАЗИНА “Уроки гармонии”, генеральной темой которого стало насилие, в том числе и школьное, оказался настолько актуальным, что создателям картины пришлось “отодвинуть” время действия. По всем признакам там - современность, однако, чтобы не дразнить гусей, сюжетные события “привязали” к лихим 90-м... Примерно то же самое, кстати, было с “Келин” Ермека ТУРСУНОВА - с одной лишь разницей: режиссеру вообще пришлось поставить титры про доисторический Алтай, освободив тем самым сакральную казахскую идентичность от связи с промискуитетом и зоофилией. И все бы ничего - любой автор имеет право на вымысел. Только вот выясняется: нередко наша действительность опережает полет самой смелой творческой фантазии.
Вот что, например, сообщает прокуратура Южного Казахстана: “В рамках отдельных проверок школ ЮКО выявлены 17 случаев вымогательства среди учеников, по которым были возбуждены уголовные дела, а также произведена добровольная сдача школьниками более 130 единиц незарегистрированного оружия, в том числе обрезов и газотравматического оружия” (выделено мной. - Т. Б.).
130 единиц оружия... Этого достаточно, чтобы вооружить роту солдат! При этом один из учеников 9-го класса СШ № 39 Шымкента постоянно носил с собой на уроки сразу два “травмата”...
Другие и вовсе не посещали занятий, причем в ходе проверок выяснилось: одна из матерей школьников продала своего грудного ребенка семье из Мангистауской области за 200 тысяч тенге и комплект золотых сережек. До того как состоялась продажа, братья-школьники присматривали за своим братом-малышом, вследствие чего и не ходили на уроки.
И вот на этом фоне работники сферы образования крайнего юга на встрече с акимом Шымкента Габидуллой АБДРАХИМОВЫМ пожаловались ему на слишком частые проверки прокуратуры, которые-де мешают им работать. Аким ответил, что разберется, сопроводив обещание мощным комментарием: “Прокурорам, я думаю, в школе делать нечего, прокуроры пусть занимаются преступниками. Поэтому мы здесь должны поставить точку, я лично этим займусь”. Учителям, по всей видимости, такая решимость градоначальника пришлась по вкусу. Однако он пока вынужден ограничиться невольным многоточием: вслед за выступлением акима прокуратура заявила, что никуда из школ не уйдет, а будет дальше проверять учебные заведения. У г-на Абдрахимова, видимо, просто не укладывается в голове, что преступники могут сидеть и на школьной скамье (где их количество, если верить прокурорам, только растет).
Доведись “Урокам гармонии” побывать в широком прокате - кинематографистов, возможно, обвинили бы в тлетворном влиянии на неокрепшие умы - слишком похоже все то, что показал Байгазин, на неприглядную школьную действительность: рэкет, насилие, разборки, суициды...
“Зачем вы сгущаете краски, почему не показываете то хорошее, что происходит в нашей жизни?” - вот самая расхожая претензия, которую получают режиссеры, снимающие якобы “чернуху”. Применительно к прокурорской проверке школ в Южном Казахстане это, видимо, должно было выглядеть так: “Зачем надзорный орган ищет только негатив, почему не отражает будни тружеников села и самоотверженность учителей?” Да и пресс-релизы надзорному органу можно составлять в более позитивном ключе. Например: “В ходе проверки учащиеся добровольно сдали в органы 130 единиц оружия, случайно обнаруженного в зарослях саксаула во время акции “Школьники на страже редких видов растений”.
...А “Уроки гармонии” давно пора перемонтировать.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы