Загадка Карачаганака: куда исчезли десятки миллионов тенге, выделенных иностранными инвесторами на социальные нужды области?
Этот загс - самый большой в Казахстане.
Иностранные инвесторы, разрабатывающие Карачаганакское месторождение, ежегодно выделяют на социальные нужды Западно-Казахстанской области десятки миллионов тенге. Однако проследить судьбу этих средств не представляется возможным. Корреспондент “Времени” попыталась приоткрыть завесу тайны, но убедилась, что вопросов здесь гораздо больше, чем ответов.
Компания “Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в.” работает в ЗКО с 1997 года. Средства на соцнужды области инвесторы выделяют в рамках окончательного соглашения о разделе продукции, подписанного в том же году. Сначала это были 10 миллионов долларов, но в 2009-м совместный комитет управления (СКУ) Карачаганакским проектом принял решение удвоить сумму до 20 миллионов долларов в год. Как сообщили в пресс-службе КПО б.в., эти средства предназначены на реализацию исключительно социальных и инфраструктурных проектов в Западно-Казахстанской области. Кроме этого, с 2014 по 2016 год 10 млн. долларов ежегодно выделяется на социальные нужды Бурлинского района, на территории которого располагается месторождение.
Список социальных проектов на каждый год составляется и одобряется акиматом области, а затем его утверждает СКУ. С этого момента КПО б.в. осуществляет закупки и управляет проектами до полной готовности и передачи их на баланс страны. По заверению пресс-службы все социальные проекты реализуются исключительно казахстанскими подрядными компаниями.
На первый взгляд все как будто понятно, однако на самом деле выяснить, что же и за сколько денег было построено на средства КПО б.в., оказалось невозможным. Областное управление строительства располагает только данными об объектах прошлого и текущего года. Как пояснила специалист одного из отделов, их ведомство никогда этими вопросами не занималось, все данные есть только в областном акимате.
В ответ на официальный запрос “Времени” список объектов предоставила пресс-служба КПО б.в., однако их стоимость -
тайна за семью печатями. Раскрыть ее отказались, мотивируя тем, что “информация является конфиденциальной и может быть предоставлена только акиматом ЗКО”. Запрос, отправленный по этому поводу в областной акимат еще 1 июля, до сих пор остается без ответа.
Фактически получается, что никто не может сказать, на что потрачены средства, полученные от инвесторов с 1998 по 2013 год. Не может или не хочет. А это, между прочим, почти 200 млн. долларов США.
Проблема непрозрачности расходования инвесторских средств давно будоражит умы общественников. В поселке Березовка, который находится в трех километрах от границы санитарно-защитной зоны месторождения, работает общественное объединение “Жасыл Дала”, образованное из активистов Бурлинского района. Эти люди уже несколько лет пытаются сделать распределение инвестиционных денег прозрачным. Правда, пока без особых результатов. Фактически единственный источник информации для этого - Интернет. Иногда еще приходят ответы на официальные запросы.
- Мы обращались за этой информацией, но ощущение такое, что буквально лезем в чужой карман, - говорит лидер общественного объединения “Жасыл Дала” Светлана АНОСОВА. - Какую коммерческую тайну могут представлять расходы, которые делаются за счет государства? Они говорят: “Да вы знаете, сколько денег мы в этот проект вбухали?!” - и называют совершенно астрономические суммы. Когда смотришь на результаты их работы, единственное, что приходит на ум, это: “Куда же они все эти деньги потратили?” Выяснить, сколько из выделенных средств они потратили реально на работы, просто не представляется возможным.
Вопросы общественников вызывает не только непрозрачность трат, но и их целесообразность.
Вообще-то, при распределении денег “учитываются потребности местного населения”. Во всяком случае, так говорится на официальном сайте компании КПО б.в. На самом деле ситуация с распределением средств настолько темна и запутана, что это самое местное население даже не в курсе, кто и как тратит по сути народные деньги. В частности, многих смущает строительство грандиозных объектов спорта и культуры, в то время как в Уральске и области не хватает самых необходимых вещей.
- Конечно, Ледовый дворец, самый большой в Казахстане загс, огромный теннисный корт и прочие подобные вещи - это здорово, - говорит активист ОО “Абырой” Аскар ШАЙГУМАРОВ. - Но строить эти грандиозные комплексы хорошо тогда, когда у людей нет других проблем. У нас в Уральске потребность в детсадах такая, что еще лет двадцать ее закрывать, нет реабилитационных центров для детей с проблемами развития, не хватает арендного жилья, не везде в области есть газ и питьевая вода. Мы уверены, что средства нужно тратить в первую очередь на эти вещи. Именно они по-настоящему социальные объекты. На открытии теннисного корта кто-то из чиновников сказал, что теперь в Уральске можно проводить теннисные соревнования самого высокого уровня, вплоть до Большого шлема. Но давайте будем реалистами - человеку, который не ходит на работу, потому что некуда деть ребенка, Большой шлем как-то до лампочки.
Общественники считают, что все эти грандиозные объекты не более чем популистские шаги местного руководства. Они неоднократно выходили на акимат области и КПО б.в. с предложениями об участии жителей области в распределении средств, однако ни одного внятного ответа не получено. Последний запрос общественники отправили в конце июля. Ответ оказался ожидаемым.
- Ренато МАРОЛИ (генеральный директор КПО б.в. - З. У.) оставил без ответа ту часть нашего запроса, в которой мы предлагаем компании обеспечить прозрачность в процессе выбора проектов для финансирования КПО б.в., - говорит Аскар Шайгумаров. - Мы, в частности, предлагаем, чтобы в решении о том, какие проекты включать в список финансирования со стороны КПО б.в., принимали участие местные депутаты, гражданские активисты, НПО и журналисты. Но КПО б.в. предпочла обойти эту часть вопроса стороной.
Раньше информацию об объектах, построенных за счет ежегодных отчислений, можно было найти на сайте КПО б.в. Сейчас ее нет и там. Однако в распоряжении корреспондента все-таки осталась копия прежнего списка. Стоит отметить, что в сегодняшнем перечне, предоставленном пресс-службой КПО в ответ на запрос, отсутствуют несколько любопытных моментов, указанных в прежнем. Например, в списке социальных объектов 2002 года в нем был такой пункт: “Проекты в г. Атырау: строительство поликлиники в поселке Сарайшык, школ в Индерборском районе, в
г. Атырау; ремонт жилых зданий в г. Атырау; подключение 200 домов к системе газораспределения в райцентре Махамбет”. Кроме этого, в 2003 году местные власти не нашли другого применения средствам, как построить несколько домов в Жамбылской области, а в 2004-м оплатить строительство Национальной библиотеки в г. Астане. Кроме гордости за малую родину, которая оказывает столь существенную поддержку, видимо, менее обеспеченным областям, возникает резонный вопрос: “Кому это было нужно?” Какая часть средств ушла на это, никто не сообщает. Более того, как уже было сказано, большинство этих пунктов в новой редакции списка вовсе отсутствует. Из сомнительных объектов в нем остались лишь “дома в Жамбылской области” и “цех горячего оцинкования”, построенный в 2004 году. Кстати, этот пункт на общем фоне строительства школ, больниц и детсадов тоже выглядит очень интригующе. Какое отношение к соцобъектам имеет коммерческое производство - непонятно. В ответ на все эти многочисленные вопросы областной акимат лишь хранит дружественное молчание. Соответственно, вывод напрашивается один: огромные суммы денег, которые инвесторы выделяют исключительно на социальные нужды ЗКО, расходуются так, как пожелает определенная группа чиновников. Иначе для чего такая таинственность и недосказанность?
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск