5704

Хроника пикирующего “Фермера”

Презентационный самолет стал еще одним яблоком раздора.

Печально прославившийся карагандинский авиазавод, который так и не начал выпускать самолеты, не перестают сотрясать скандалы. До сих пор местные бизнесмены возлагали вину за срыв сроков строительства самолетов “Фермер-2” на партнеров из казанской фирмы “МВЕН”. Но теперь ответное слово взяли россияне. Они обвиняют дирекцию “КазАвиаСпектра” в самоуправстве и заявляют, что больше не желают сотрудничать с нынешним руководством этого предприятия. Доводам татарской стороны вняли правоохранительные органы, возбудившие уголовное дело в отношении ряда сотрудников “КазАвиаСпектра”. 

Кучу денег угрохали на создание первого в республике авиазавода. Только на прокладку инфраструктуры, строительство помещения и приобретение оборудования ушло более полутора миллиардов тенге! Часть средств поступила из бюджета по программе “Дорожная карта бизнеса - 2020”, крупную сумму в виде льготного кредита выделил национальный холдинг “КазАгро”. А в итоге за три года существования проекта количество произведенной авиатехники измеряется нулем.
Не так давно местные власти махнули рукой на неудачный проект, предоставив его участникам возможность разгребать проблемы самостоятельно (см. “Подсчитали - поразились, или Сколько бюджетных денег “закопано” в Караганде?”, “Время” от 19.7.2014 г.). Правда, вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ заявил, что перед предприятием остро стоит вопрос о банкротстве. Однако руководство “КазАвиаСпектра” жизнерадостно твердило, что самолет будет собран, несмотря ни на какие обстоятельства. Сначала обе­щали, что борт взлетит 1 октября, но позже сообщили об очередной задержке выпуска. Заместитель директора завода Андрей ГЛУШЕНЬ пытался оправдаться тем, что всему виной стали козни коварных казанцев:
- Согласно условиям контракта, фирма “МВЕН” должна была к 1 октября поставить нам технологию по серийному изготовлению самолетов. Но они этого не сделали.
А без этой документации, по словам сотрудников “КазАвиаСпектра”, поставить производство на запланированный поток - 36 самолетов в год - не получится. Кроме того, утверждают в компании, татарская фирма продала им технологию не серийного производства, а... ручного изготовления воздушного судна, рассчитанную на выпуск одного самолета в год.
- Это мошенничество! - считает Андрей Глушень. - Российские работники вдруг все бросили и уехали. На наши письма и звонки не отвечали.
Поэтому администрация завода официально обратилась в полицию с просьбой разобраться, была ли российской стороной допущена афера.
Совсем иначе смотрят на проблему казанские бизнесмены.
- Казань была готова строить самолеты, и от этой готовности мы не отказываемся. Но казахстанская сторона должна выполнить простые обязанности по созданию нормальных условий технологической сборки, - заявил представитель фирмы “МВЕН” Бахытжан СЕЙТКУЛОВ (на снимке). - Это было прописано в договоре изначально. Однако она начала саботировать производство и сделала все, чтобы мы не добились результата к 1 октября.
- В чем конкретно выразился саботаж?
- Возьмем самое простое. Нам нужен был постоянный состав работников, которых мы обучили в 2010-2011 годах, - это специалисты по выклеиванию самолетов. Их просто не допустили до нашего участка. Вместо них дали других девять человек. То есть не было людей, которым мы могли бы доверить сборку, - отмечает Бахытжан Сейткулов. - А это очень важный аспект. У людей должна быть культура, они должны понимать, как обращаться с сырьем и материалами.
- Изготовить деталь - это не просто залить пластмассу в форму, - добавляет его коллега Олег ЕЛИВАНОВ. - Нужно соблюдать определенную температуру в цехе и избегать попадания посторонних примесей и паров. Иначе элемент самолета в процессе эксплуатации может лопнуть. А у них рядом с нашим помещением стояли грязные и разобранные самолеты Ан-2.
При этом россияне обратили внимание на то, что несколько деталей “Фермера” было уже собрано: хвостовое оперение, киль управления, руль высоты, закрылки. И в тот момент, когда дело дошло до выклеивания фюзеляжа, их работников неожиданно лишили расходных материалов и инструментов. При таких обстоятельствах продолжать трудиться дальше не имело смысла, и спецов отозвали.
- На наш взгляд, - поделился любопытной версией Олег Еливанов, - руководители “КазАвиа­Спектра” начали вставлять нам палки в колеса только потому, что у нас все получалось. И если бы мы к 1 октября выпустили самолет и таким образом передали им технологию производства, то им пришлось бы заплатить нам 3 миллиона долларов. Но, вероятно, у них нет таких денег, и оттого они стали препятствовать.
- Сотрудники “КазАвиаСпектра” утверждают, что вы предоставили им неправильную документацию, потому, мол, и детали у них не стыкуются.
- По этим “неправильным” матрицам и чертежам в России летают 11 самолетов, которые получили соответствующие авиационные сертификаты! - парирует Бахытжан Сейт­кулов. - А здесь все упирается в отсутствие специалистов. Тут есть ребята, которые могут заниматься только выклейкой самолетов. Мы предлагали “КазАвиаСпектру” отправить двух человек на обучение в Москву и Америку на мотористов и слесарей-сборщиков. Но руководство завода не сочло нужным обучить своих работников. И, при всем уважении, без нас собрать самолет у них теперь не получится.
Но больше всего сотрудники фирмы “МВЕН” возмущены тем, что “КазАвиаСпектр” незаконно удерживает на своей территории их демонстрационный самолет - тот самый, который в ноябре 2011 года показывали президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ.
- После открытия завода этот самолет должен был и дальше презентовать продукцию предприятия, - поясняет Бахытжан Сейткулов. - Дирекция “КазАвиаСпектра” хотела его выкупить, но до сих пор этого не сделала, и мы хотим его забрать. Правда, теперь уже через суд. На наши неоднократные просьбы вернуть борт нам в ответ поступал категоричный отказ, и мы были вынуждены обратиться в полицию. Во время санкционированного обыска обнаружили этот самолет. К сожалению, он находился в разукомплектованном состоянии, хотя работники завода не имели права к нему даже близко подходить. Тем не менее они посчитали нужным, возможным и дозволенным разобрать чужое имущество! Из-за того что стоимость самолета превышает 20 миллионов тенге, полиция посчитала, что совершено самоуправство. В отношении руководства “КазАвиаСпектра” возбуждено уголовное дело. По нашим данным, сейчас оно уже находится в прокуратуре, которая и примет по нему окончательное решение.
К слову, когда российские бизнесмены наведались на завод с полицейскими, замдиректора казахстанской фирмы Андрей Глушень подтвердил, что денег за демонстрационный “Фермер-2” его предприятие на счета фирмы “МВЕН” не перечисляло. Однако не потому, что не хотело платить.
- Когда я пришел работать на “КазАвиаСпектр”, готовый самолет там уже был, - рассказал он журналистам. - Но представители казанского предприятия в своем заявлении в полицию почему-то указали самолет другой марки. А он на территорию завода не попадал, казахстанскую границу не пересекал. Это истерика с их стороны! У них заканчивался контракт, условия которого они не выполнили. Вот и стали придумывать предлоги, чтобы все затянуть, отложить.
- На самом деле они прекрасно знают, что это тот самый самолет, хоть на его борту сейчас и написано “Фермер-3”, - отвергает довод оппонентов представитель фирмы “МВЕН” Олег Еливанов. - Проверить это легко: внутри есть несгораемая пластина, где отмечены регистрационные данные. У нас вызывают опасения заявления дирекции “КазАвиаСпектра” о том, что они вот-вот намерены запустить в небо собранное ими воздушное судно. Вполне возможно, что они могут выдать наш самолет за свой!

В общем, пока рассорившиеся партнеры упражняются во взаимных обвинениях, а правоохранители выясняют, кто из них прав, выпуска самолета мы так и не дождемся, несмотря на то, что обе стороны заявляют о готовности его собрать. Казанцы не потеряли оптимизма и намерены дальше сотрудничать с Карагандой, но при условии полной смены руководства “КазАвиаСпектра”.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть