4316

Награда не найдёт героя

Информационная война против трех казахстанских банков закончилась убедительной победой прокуратуры Алматы. Надзорному органу удалось вычислить авторов SMS-рассылки, после которой тысячи казахстанцев приняли решение забрать свои кровные из kaspi bank, Банка Центр Кредит (БЦК) и Альянс Банка. Заварил всю эту кашу бывший сотрудник одного из пострадавших банков, а помогли ему в этом работники юридической фирмы!

В минувшую субботу прокуратура южной столицы разослала пресс-релиз, в котором поименно назвала всех причастных к информационной атаке на финансовую систему страны.
Главным злодеем оказался 30-летний Дархан САБДЕНОВ, некоторое время назад работавший специалистом сектора по исполнительному производству Алматинского региона центра управления кредитами АО “Банк Центр Кредит”. Как утверждают в надзорном органе, прокурорской проверкой и проведенными органами национальной безопасности мероприятиями было доказано, что это именно он придумал легенду о предстоящем банкротстве трех банков. А распространить ее через мессенджеры и электронную почту помогли... сотрудники юридической компании Signum. По версии правоохранителей, самое непосредственное участие в этом приняли собственник фирмы Абылхаир НАКИПОВ и двое его подчиненных - Виктория ТРОФИМОВИЧ и Айгерим АДАСБАЕВА.
Вчера мы попросили Абылхаира Маратбековича прокомментировать непростую ситуацию, в которой оказалась его компания, но до конца рабочего дня так и не получили от него ответов на наши вопросы. В его офисе в престижном алматинском бизнес-центре “Нурлытау” трубку берут с завидной регулярностью, но вот соединять с шефом отказываются - он все время якобы на совещании.
Впрочем, судя по всему, ни глава юридической фирмы, ни его коллеги никакой ответственности перед законом не понесут. А вот Дархан Сабденов, ставший первоисточником информации о предстоящем банкротстве банков, уже наказан. 21 февраля в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 136, часть 1, КоАП. Речь идет о причинении ущерба путем обмана. Судом Сабденов признан виновным и подвергнут административному аресту сроком на 20 суток. Он уже в неволе. А обещанные одним из банков 100 миллионов тенге за содействие в поимке злоумышленников не достанутся никому.
На этом история могла бы закончиться, однако у руководства БЦК остались вопросы к своему бывшему работнику - против него банк подал иск в Бостандыкский райсуд Алматы. В качестве сатисфакции банкиры требуют публичного опровержения заведомо ложных сведений, а кроме того, как указано в пресс-релизе БЦК, в банке планируют взыскать с виновных 1 000 000 тенге в качестве возмещения... морального ущерба. Банковские служащие и пиарщики, составлявшие пресс-релиз, видимо, не знают, что юридическому лицу моральный ущерб нанести нельзя. Как нельзя посадить памятник. Любопытно, как к этой части иска отнесется суд.
Впрочем, вернемся к нашему “герою”. Как установила прокуратура, Дархан Сабденов оказался парнем с интересным прошлым. Не так давно он проходил подозреваемым по уголовному делу по части второй статьи 251 УК - незаконное приобретение, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в составе группы лиц. И хотя в итоге ему удалось избежать наказания, надзорный орган установил, что уголовное преследование Сабденова было прекращено незаконно. Куда смотрели служба безопасности банка и отдел кадров, когда брали его на работу? Как утверждает председатель правления АО “БЦК” Владислав ЛИ, Сабденов не справился с функциональными обязанностями, а также серьезно нарушил трудовую дисциплину, после чего уволился по собственному желанию. Но ведь если бы ответственные за безопасность и набор персонала знали, что парень имел проблемы с законом, возможно, и не было бы всей этой истории. Впрочем, у Владислава Ли и его коллег теперь есть время провести работу над ошибками...


Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Комментарий в тему


Анастасия ИВКИНА,специалист по антикризисному пиару:
- Выгодный кому-то слух может распространиться по городу с населением, близким к Алматы, всего за 8 часов, если правильно определены потоки перемещения целевой аудитории. Когда пошла первая волна дезинформации, банкам не удалось своевременно отреагировать на провокацию. Вторым неверным действием, которое усугубило ситуацию, стали объявление огромных вознаграждений, явное раздражение первых руководителей и угрозы в адрес инициаторов атаки. А паника, которой поддались сотрудники банков, негативно сказалась на эмоциональном настроении вкладчиков.
К слову, один из банков позвал известных блогеров “полюбоваться ночным городом и пообщаться с топ-менеджерами” за чашкой кофе. И ни один из блогеров на эту встречу не пришел!
Как выяснилось позднее, подобные информационные атаки уже были на один из российских банков. Почему же, зная об этом, специалисты по связям с общественностью банковской сферы Казахстана не имели алгоритма действий на подобный случай? Это остается загадкой.
Теперь, чтобы восполнить репутационный ущерб, который понесли банки, потребуется много сил, средств и времени.

Поделиться
Класснуть