Ненужное наследство
Самое большое желание 82-летнего кызылординца Мадельхана НАЛИБАЕВА (на снимке) - подарить государству музей. Этот человек в одиночку создал богатейший музей водного хозяйства региона. То ли государство у нас гордое, то ли музеи нашей стране больше не нужны, но даже самые ценные экспонаты созданного Налибаевым детища, могут оказаться в конце концов на помойке.
- Я сам всю свою сорокалетнюю трудовую жизнь отдал сфере водного хозяйства, - рассказывает аксакал. - В 1955 году окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, работал инженером-гидротехником, служил в управлении оросительных систем, был одно время начальником стратегического объекта - кызылординского гидроузла.
Музей водного хозяйства Приаральского региона - очень давняя задумка Налибаева.
- Я с 1958 года начал для него собирать экспонаты, - признается он. - Мне было интересно самому все изучить, ведь в наших краях оседлая жизнь народов и началась с появления первых ирригационных систем еще задолго до нашей эры! Я выписывал по почте массу литературы, классифицировал сотни статей и документов, когда наконец все сложилось в систему с хронологическим порядком, подразделами, понял, что пора нести знания в массы. И это было началом музея.
Разместился музей Налибаева в правом крыле конторы гидроузла. Огромное количество доступных для каждого желающего архивных документов делает музей бесценным в просветительском плане. Сюда можно и нужно водить на экскурсии школьников, студентов, по сути дела, здесь бы дневать и ночевать учащимся отделений гидротехники, водных ресурсов. Поражает объем материалов, собранных Мадельханом Налибаевым по истории строительства гигантского стратегического объекта - кызылординского гидроузла на Сырдарье. Сотни фотографий, мельчайшие детали хроники тех лет - гидроузел начали строить в начале сорок пятого года, а ввели в строй летом 1956-го.
- Эта стройка - громадный пласт истории региона, - подчеркивает Налибаев. - Несмотря на стратегическое значение объекта, здесь использовали труд японских военнопленных, так сильно не хватало во время послевоенного кризиса рабочих рук. Рабочую силу поставляли и все колхозы, все хозяйства, самые передовые люди системы водного хозяйства СССР были в инженерном составе. Плотина, которую эти люди построили, служит исправно до сих пор и простоит еще много лет. Потому что она труд блестящих умов и крепких рук.
Этот замечательный старик может часами рассказывать о том, сколько интересного в экспонатах его музея, начать экскурс в развитие водного хозяйства со времен расцвета Чирик-Рабата и закончить нынешним временем. Поразительная, заражающая увлеченность темой!
- Я, кстати, помню и с благодарностью вспоминаю каждого, кто мне помог в создании моего учреждения, - говорит Налибаев. - Но пускай простят меня эти люди, если я так и не увижу преемника, так и не смогу передать свои сокровища в надежные руки. Горько сознавать, что государству больше не нужны знания, но это так. Я неоднократно в последнее десятилетие обращался к акимам города, области, в различные инстанции с просьбой выделить помещение и принять на государственный баланс уже готовый, состоявшийся, востребованный населением музей. Все чиновники ограничивались обещаниями рассмотреть вопрос. Сделано ничего не было.
Несколько лет назад Мадельхану Налибаеву предложили передать все экспонаты в областной историко-краеведческий музей.
- Зачем? - удивляется дед. - Чтобы они пылились на полках запасников? Им же место надо - не один зал! Чтобы экспозиции постоянно работали. Легко было бы, конечно, все отдать. Но разве моя душа примет такое формальное отношение к делу всей жизни? Я понимаю, что на данный момент музей, созданный мной, вне закона. Он находится на птичьих правах в комнатах конторы, откуда могут попросить в любое время. Поэтому увидеть свет в конце тоннеля надежды мало...
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда
29.05.2013