С высокой колокольни
Почему частные вузы страны проигнорировали прошедшую на днях в Алматы крупную международную конференцию о роли негосударственного образования в развитии экономики?
На фоне мартовского заявления министра образования и науки Бакытжана ЖУМАГУЛОВА о намерении ведомства в ближайшие два года сократить число вузов в стране до ста, такая позиция администраций частных институтов кажется как минимум странной. Особенно если учесть, что на конференции присутствовали работники Минобразования, готовые к сотрудничеству. Чем не диалоговая площадка? А поговорить было о чем. Вернее, поучиться у западных коллег тесному партнерству с органами власти.
Например, Президент Ассоциации частных колледжей Грузии Какхабер ЕРАДЗЕ своим выступлением произвел настоящий фурор. Как сказал доктор Ерадзе, возглавляемое им общественное объединение создано всего-то в январе 2013-го, а уже объединило 42 частных колледжа и научило грузинское образовательное министерство принимать серьезные решения только при согласовании с ассоциацией. Кроме того, грузинским общественникам удалось изменить систему зачисления в колледжи, действовавшую годами: если раньше там по учреждениям образования абитуриентов распределяли чиновники, зачастую отправляя всех подряд в государственные колледжи, то теперь эта процедура осуществляется по желанию самих абитуриентов. То есть появилось право выбора, куда пойти учиться.
А что происходит в Казахстане? В нашей стране существует несколько крупных объединений в сфере образования, в том числе и вузов. И, судя по заявлениям их руководителей, работу они проделывают колоссальную. Однако непонятно, почему они не явились на международную конференцию. В качестве одного из спикеров был заявлен президент Ассоциации вузов РК Рахман АЛШАНОВ. Но ни его самого, ни его доклада о проблемах и перспективах негосударственного высшего образования в Казахстане участники конференции так и не увидели.
В итоге целых семь с половиной часов организаторы мероприятия проговорили о колледжах, с которыми в стране никаких глобальных проблем нет: их не сокращают, а, напротив, на их основе Минобразования создает экспериментальные площадки по внедрению дуальной системы образования. Проще говоря, учеба без отрыва от производства.
Нам было интересно узнать позицию Ассоциации частных образовательных заведений о действиях министерства, связанных с проводимой в стране оптимизацией негосударственного высшего образования. Тем более на эту тему в нашей газете в субботу позицию МОН РК высказал глава комитета по контролю в сфере образования и науки Серик ИРСАЛИЕВ (см. “Учите - и обрящете!”, “Время” от 20.4.2013 г.).
Председатель Ассоциации частных организаций образования Талгат АКУОВ считает, что любое сокращение (в данном случае вузов. - А. А.) приводит либо к коррупции, либо к увеличению госрасходов. Однако что конкретно он имел в виду - осталось загадкой. В конечном итоге позиция господина Акуова, который по совместительству занимает пост президента Независимой ассоциации предпринимателей, свелась к тому, что слабое звено в современной экономике должен определять рынок, а не административный ресурс.
- Все понятно, но Министерство образования - контролирующий орган, который должен отслеживать выполнение нормативов, соблюдение установленных требований, а частные вузы и по ценам демпингуют, и низкое качество услуг дают. Разве не так? - поинтересовались мы.
- Поймите, работодателю, а через меня прошли тысячи молодых специалистов, без разницы, какой диплом на руках у выпускника - крупного зарубежного вуза или местного. Главное - как человек проявит себя на рабочем месте. Конкурентоспособность знаний, которые дают частные вузы, должен определять рынок. Мы же не говорим о том, что если китайский товар за две тысячи тенге против более дорогого его аналога итальянского производства плох по качеству, то нужно запретить его ввоз. Мы говорим, что на каждый товар найдется свой покупатель, а если не найдется, значит, нужно делать выводы.
Коллега Талгата Акуова по ассоциации Роза САДЫКОВА и вовсе заявила, что сокращение вузов приведет к тому, что страна может безвозвратно потерять хорошие частные институты, которые вполне конкурентоспособны с государственными. Но какие именно, она не сказала.
Представители сегмента частного образования едины в одном: претензии чиновников беспочвенны, сокращение числа вузов - попытка истребить частное высшее образование, которое заняло свою нишу на рынке. Между тем, говоря о конкурентоспособности и востребованности частного образования в студенческой среде, никто из представителей этой сферы так и не сказал, каков процент трудоустройства их выпускников, какие специалисты нужны на рынке труда сейчас и в ближайшей перспективе. Даже выпускники профессионально-технических училищ и колледжей, в которых остро нуждается казахстанское производство, как сообщил на конференции глава Конфедерации работодателей Казахстана Наджат КАДЫРОВ, востребованы только на 60 процентов из-за низкого качества подготовки. Что же в таком случае говорить о тех выпускниках вузов, которые по 4-5 лет грызут гранит науки за 50 тысяч тенге в год в малогабаритных помещениях?
Александра АЛЁХОВА, Алматы