3798

Атмосфера безразличия

Почему после поражения футбольной “Астаны” в еврокубках уволили директора клуба, а за провал на Олимпиаде не наказали ни одного чиновника?

Атмосфера безразличия
Зульфия ЧИНШАНЛО.

Прошло ровно три недели после окончания Олимпийских игр в Токио, где спорт­смены из Казахстана взяли всего восемь бронзовых медалей и заняли 83-е место в общекомандном зачете. Этот результат Касым-Жомарт ТОКАЕВ назвал “несоответствующим спортивному потенциалу Казахстана и значительным средствам, которые государство вкладывает в развитие спорта”.

Однако несмотря на такую оценку со стороны главы государства, никаких оргвыводов не последовало. Состоялось лишь одно совещание под председательством вице-премьера Ералы ТУГЖАНОВА, где приняли ряд косметических решений: построить пару спортивных интернатов и несколько площадок с турниками, повысить зарплаты детским тренерам, расширить полномочия Министерства культуры и спорта, усилить контроль за расходованием средств, пересмотреть комплексный план по развитию физкультуры и массового спорта. Вопрос чьей-то персональной ответственности за провал на Олимпиаде в Токио в кабинете министров даже не поднимался.

Восемь бронзовых медалей - это много или мало? С точки зрения личных результатов отдельно взятых спортсменов восемь третьих мест в любом соревновании - это весьма достойно. И для ветерана-дзюдоиста Елдоса СМЕТОВА, на предыдущей Олимпиаде попавшего в финал турнира. И для опытнейшей Зульфии ЧИНШАНЛО, рекордсменки мира, ранее лишенной золота Олимпийских игр 2012 года за использование допинга. И для обоих боксеров, и для обоих каратистов - в общем, даже самому титулованному атлету почетно стать третьим на главных стартах четырехлетия.

Елдос СМЕТОВ.

Но вот с точки зрения Республики Казахстан, 83-е место в общекомандном зачете - показатель откровенно слабого выступления. Спортсмены разбаловали болельщиков, особенно на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году, где наша сборная взяла 18 наград: три золотых, пять серебряных и 10 бронзовых медалей. Тогда, кстати, наши боксеры пробились в три финала, в шаге от первого места осталась и борец Гюзель МАНЮРОВА. При этом следует напомнить, что в Бразилию казахстанская делегация отправилась на фоне дикого допингового скандала со штангистами. Целую группу медалистов Лондона 2012 года дисквалифицировали и лишили наград, но в Рио это не помешало нашим спортсменам показать лучший на сегодняшний день результат.

А вот в Токио казахстанские атлеты явно сдали свои позиции. Почему же это произошло? В этом лучше разберутся специалисты, но даже со стороны заметно, что спортивные чиновники сосредоточили усилия на развитии бокса, борьбы и тяжелой атлетики. Эти виды спорта традиционно приносят стране много наград, а в регионах начальники управлений охотно выделяют под них деньги. Чиновников легко понять: по большей части все они временщики, занимают свои должности короткий период, и за это время нужно успеть взять какую-нибудь медаль и выслужиться перед акимом.

Но даже в “наших” видах спорта что-то сломалось. Во всех единоборствах казахстанцы не пробились в финалы! Это говорит о том, что отечественные школы борьбы, дзюдо, да и бокса в том числе, переживают период спада. Тут можно долго рассуждать на тему интриг в сборных командах, неправильного распределения финансирования и других важных деталей. Но болельщикам, по большому счету, все равно, из-за чего случился провал. Очевидно, что произошел системный сбой. Ну не бывает же так - четыре года назад в Рио Казахстан был 22-м в медальном зачете, а потом в Токио упал на 60 позиций.

И совершенно очевидно, что в спорте происходят не заметные глазу простого человека процессы, сказавшиеся на общих результатах. Но самое удивительное, что чиновники министерства и топ-менеджеры Национального олимпийского комитета отказываются брать на себя ответственность за провальное выступление команды в Японии.

Ни слова о Токио не сказала профильный министр Актоты РАИМКУЛОВА.

Актоты РАИМКУЛОВА.

 Да, ее заместитель Ерлан КОЖАГАПАНОВ, курирующий спорт, дал пару интервью. В одном он объяснил, что деньги на самом деле выделяются небольшие, а в другом заявил о позорном провале футбольного клуба “Астана” в еврокубках, после чего был уволен руководитель клуба Давид ЛОРИЯ.

А как быть с провалом казах­станской делегации в Токио? Кого отстранят за это? По сути, единственный человек, открыто заявивший о серьезных проблемах в отечественном спорте, - это бывший министр культуры и спорта. Он не побоялся в эфире одного из телеканалов назвать вещи своими именами, рассказал о текучке вице-министров, странном отпуске председателя комитета по спорту Серика САПИЕВА и призвал своих коллег ответить за случившееся. Его процитировали практически все средства массовой информации, но в Доме министерств решили отмолчаться.

Ерлан КОЖАГАПАНОВ.

Поэтому напрашивается неприятный вывод: если за три недели после Олимпиады орг­выводов не последовало, то это означает, что кроме президента никого из чиновников провал в Токио не беспокоит. Им важнее сохранить свои рабочие места.

А знаете, что больше всего расстроило на Олимпиаде в Японии? У казахстанских спортсменов куда-то пропала страсть, огонь в глазах, воля к победе. Вчерашние лидеры почему-то спотыкались и падали, не было ощущения, что все выложились до конца. Особенно ярко это проявилось на фоне триумфа местной сборной, сумевшей завоевать 58 наград, 27 из которых золотые. Японцы славятся своим несгибаемым характером и готовностью к самопожертвованию.

Наверное, именно это хочется видеть в казахстанских спорт­сменах на Олимпийских играх и чемпионатах мира - желание бороться до победного конца. Увы, в Токио мы наблюдали совершенно иную картину: наши высокооплачиваемые теннисистки отказались от соревнований из-за жары. И это как раз доказывает то, что рвать жилы за страну они не станут. Тогда зачем нам такие спортсмены и такие чиновники?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть