16255

Борцы не овощи, за один сезон не созревают

Давно прошли те славные времена, когда при слове “борьба” во всем спортивном мире подразумевали Казахстан. Но тем не менее из года в год мы упрямо называем себя борцовской державой и, отправляя команду на различные международные соревнования, ждем от нее груды дорогостоящего металла. Вот и на Олимпиаду в Токио наши палуаны, если верить предстартовым заверениям спортивных горе-чиновников, поехали за золотом. А вернулись с одной только бронзой, которую завоевал для нас экс-россиянин Нурислам САНАЕВ.

Борцы не овощи, за один сезон  не созревают

Почему случился провал в Японии и что надо делать, чтобы возродить былые борцовские традиции в Казахстане? На эти вопросы специально для газеты “Время” попытался ответить заслуженный мастер спорта, известный борец греко-римского стиля Асет МАМБЕТОВ.

- Вы можете объяснить причины такого катастрофического выступления наших борцов в Токио?

- Провал наших борцов закономерен, потому что он был предопределен всем ходом развития спорта в нашей стране. В 2016 году на Олимпийских играх в Рио наши борцы также провалились. Выводы были сделаны? Нет. Затем последовал провальный со всех точек зрения домашний чемпионат мира в Нур-Султане в 2020-м. И опять замалчивание ошибок и недостатков как в подготовке борцов, так и в проведении чемпионата. И совсем катастрофично выглядели результаты наших сборных команд на лицензионном турнире и чемпионате Азии в 2021 году в Алматы. Тем не менее все эти провальные выступления трех борцовских команд республики - по женской, вольной и греко-римской борьбе - не стали предметом разбора и обсуждения ни среди специалистов, ни в руководстве спорта страны. А если нет анализа причин провалов, не определяются и не разрабатываются пути и методы их исправления, не делаются оргвыводы, то неудачи становятся постоянными.

- И все же, если говорить о Токио, могли ли наши борцы выступить лучше? Вице-президент Казахстанской федерации борьбы Ерлан КОЖАСБАЙ считает, что Алишера ЕРГАЛИ засудили в четвертьфинале. А Нурислам Санаев случайно проиграл в полуфинале индусу, ведя 9:2. Или все по-честному: что заслужили, то получили?

- Наши борцы не могли выступить лучше. Они боролись в силу своих физических возможностей, подготовки, опыта, знаний, умения и психологической устойчивости. Они просто были слабее соперников во всех аспектах борьбы. Что угодно можно сейчас говорить. Однако на ковре была реальность, а слова после появления официального результата - это попытка уйти от ответственности. Все нынешние разговоры про судейский беспредел идут из уст руководителей казахстанской борьбы только для того, чтобы уцелеть во время возможного разбора полетов.

Асет МАМБЕТОВ.

- Но борцы вольного стиля еще как-то боролись, а греко-римляне совсем сдали. Все вылетели в первом раунде. Вам не кажется, что именно этот вид борьбы у нас рухнул в пропасть?

- Борцов греко-римского стиля в Токио было трое, а вольников поехало почти вдвое больше, и из них трое тоже вылетели в первом круге. Все три вида борьбы у нас находятся в пропасти! И причина одна на всех: системный кризис в спорте и полная деградация подготовки борцов.

- А ошибки при формировании состава были? К примеру, многие возмущаются, что в весе до 77 кило повезли в Токио Демеу ЖАДЫРБАЕВА, а не Асхата ДИЛЬМУХАМЕДОВА, который выиграл путевку на Олимпиаду.

- Действительно, Асхат Дильмухамедов был заменен на другого борца. Но если спортсмен не согласен с таким решением, он имеет право потребовать контрольную схватку с другим претендентом на поездку. А он этого не сделал. Кто и зачем принимал решение о замене, знают только Асхат и руководители сборной.

- И что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы остановить деградацию казахстанской борьбы?

- Я уверен, что необходимо срочно реформировать и модернизировать всю систему отбора и подготовки спортсменов.

Начать надо с полного кадрового обновления всей спортивной цепи, поскольку нынешний состав федерации не способен внести свежие идеи и не имеет современного видения процесса подготовки спорт­сменов высокого международного уровня.

Второй составляющей этой модернизации обязательно должно быть восстановление в полном объеме бесплатных массовых занятий борьбой для детей и молодежи.

Борьба является тяжелым, травматичным, не очень эффектным видом спорта, и занимаются ею в большинстве своем дети из малоимущих семей. Только массовое привлечение на бесплатной основе большого количества детей позволит тренерам детско-юношеских спортивных школ выявить наиболее одаренных в физическом плане, из которых можно будет вырастить новую генерацию спортсменов.

И далее в этой цепочке большое значение имеют спортивные интернаты. Ведь часть этих природных талантов обязательно свяжет свою жизнь с профессиональным спортом, поэтому необходимо с 6-го или 7-го класса предоставить им возможность не только тренироваться бесплатно, но и получить среднее образование в полностью финансируемых государством учреждениях.

Я родился в простой семье в сельской глубинке и среднее образование получил в республиканском интернате Алматы, а первое высшее - в Академии спорта. Я прошел весь этот путь.

- Как все сложно и долго. А не легче привезти несколько десятков легионеров из других стран, которые уже состоялись как профессионалы? И они нам принесут медали и победы. Я, конечно, так не думаю. Но так делают на протяжении многих лет наши руководители спорта…

- Это путь в никуда. Во-первых, приглашение легионеров весьма дорогое занятие, а во-вторых, ни одна уважающая себя страна не отпустит своих топовых спорт­сменов. Они отдадут только то, что не нужно самим, а именно отработавших свой ресурс ветеранов или серьезно травмированную молодежь.

- А вы уверены, что путь, который нарисовали, сможет не только воскресить казахстанскую борьбу, но и модернизировать?

- Конечно, не все так просто. Наряду с кадровым обновлением и созданием условий для бесплатных массовых занятий борьбой для детей и молодежи я обязательно добавил бы еще кое-что.

Мне кажется, настала пора пересмотреть количество видов спорта, культивируемых у нас сегодня. Надо признать, что наши люди физиологически более предрасположены к тяжелоатлетическим видам и спортивным силовым единоборствам. Видимо, поэтому они наиболее любимы в нашем народе, а дети и молодежь больше нацелены на занятия именно ими. Я никоим образом не преуменьшаю значение других видов спорта. И даже больше скажу: некоторые из них, особенно современные, выглядят против тяжелоатлетических и силовых единоборств более эффектно, красиво и, можно сказать, элегантно. Но они дорогостоящие, требуют специальной инфраструктуры и в основном доступны небольшому числу детей и молодежи. Поэтому необходимо оставить занятия ими на платной основе. А высвободившиеся средства направить на массовые виды.

Почему-то, например, управление спорта Алматы большую часть спортивного бюджета пускает на финансирование различных частных спортивных организаций, которые зачастую не имеют ни собственных спортсооружений, ни оборудования. Считаю, что финансировать необходимо только те частные клубы, которые имеют собственную инфраструктуру и детско-молодежные коман­ды.

- Хорошо, допустим, Министерство культуры и спорта согласится с вашими предложениями. И когда мы сможем ждать медалей от наших борцов?

- Спортсмены мирового класса не овощи, за один сезон не созревают. Они штучный товар. Но почему я говорю все время о массовом спорте? Рост каждого отдельного борца должен сопровождаться постоянной конкуренцией, соревнованием - сначала со сверстниками, а затем со спортсменами других стран. Только пройдя такую селекцию, спортсмен получит серьезную спортивную и жизненную закалку, а при массовом характере мы получим длинную скамейку равноценных борцов высокого международного уровня. Все это возможно продублировать в нескольких основных видах спорта, наиболее подходящих для генотипа нашего населения.

- У вас много идей. А вы готовы стать главным тренером национальной сборной по борьбе?

- Конечно нет. Не всякий хороший спорт­смен может быть хорошим тренером, зачастую получается наоборот. Мой второй тренер Аром Акопович САРКИСЯН, хотя занимался борьбой как любитель, подготовил для сборной СССР, Армении и России нескольких чемпионов мира и Олимпийских игр, поэтому его называют “тренером чемпионов”. Свои тренерские способности я оцениваю трезво и понимаю, что эта работа не для меня. У меня наряду с высшим спортивным два других высших образования в сфере административно-управленческих функций. Есть и необходимый опыт работы, в том числе директором ДЮСШ. Считаю, что смогу себя более продуктивно проявить на спортивно-административной работе, если, конечно, будет соответствующее предложение.

- Не только борцы, но и почти все казахстанские спортсмены, мягко говоря, неважно выступили на Олимпиаде в Токио. Может, надо менять не только боссов Федерации борьбы, но и все руководство казахстанского спорта? Я имею в виду Министерство культуры и спорта, его спорткомитет, а также НОК страны, который непосредственно отвечал за подготовку олимпийцев.

- О выступлении на Олимпиаде атлетов других видов спорта ничего сказать не могу, так как не владею специальными знаниями в этих дисциплинах. Но знаю, что усилиями некоторых руководителей спорта при акиматах была загублена массовая детско-юношеская составляющая всего спорта. В результате профессиональный спорт высших спортивных достижений, находящийся в ведении Министерства и НОК, не связан со спортивными организациями при управлениях спорта в областях.

В Казахстане профессиональный спорт существует вроде как отдельно от любительского. А молодые спортсмены во время подготовки должны постоянно конкурировать с ведущими мастерами, стремиться победить и занять их места в профессиональном спорте. Но отсутствие массовости не позволяет иметь достаточно большой подготовленный резерв во всех видах спорта.

И самое главное: у руководителей казахстанского спорта нет понимания того, что профессиональной верхушке спортсменов нужна огромная массовая опора в любительском спорте, из которого должна идти постоянная, основанная на конкуренции подпитка спорта высших достижений.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта Olympic.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее