2724

Людмила Прокашева: Конькобежцы сейчас в шоколаде

На ледовой дорожке участник
двух Олимпиад казахстанец Александр Жигин.

Болеть за казахстанских спортсменов в Сочи отправился целый десант специалистов и ветеранов спорта. В этой группе поддержки неожиданно нашлось место и самой именитой казахстанской конькобежке Людмиле ПРОКАШЕВОЙ (на снимке справа). Почему, спросите, неожиданно? Да потому что даже в лучшие ее годы, когда Людмила штамповала для страны медали, спортивные чиновники подарками приму казахстанского конькобежного спорта не баловали. А что уж говорить про то время, когда Прокашева заканчивала свою спортивную карьеру? На нее тогда вылили ушат грязи, и все за то, что она часто довольно жестко, но справедливо критиковала наших спортивных функционеров.

- Да и сейчас критикую, - призналась двукратная медалистка чемпионатов мира и бронзовая призерка Олимпиады-1998, ныне занимающая пост директора Павлодарской областной детско-юношеской спортивной школы по зимним видам спорта. - Вы посмотрите: в Петропавловске льда нет, в Костанае практически нет, в Караганде - худо-бедно... Да хорошего льда нет ни в одной области. У нас в Павлодаре стадион вроде бы есть, да никак его залить нормально не можем. Потому что он принадлежит школе “Батыр”, а у нас с директором этой школы постоянные трения. Есть поговорка, что под лежачий камень вода не бежит. А я ведь бегаю, постоянно бегаю. Прошу: дайте стадион нашей школе, в которой шесть олимпийских видов спорта, а базы своей нет. Я не понимаю, почему люди не идут мне навстречу. Обидно.
- Так, значит, в Павлодаре вообще льда нет. Как же вы тогда тренируетесь?
- У нас есть ледовый дворец. Но там у меня занимаются около 300 юных хоккеистов и 50 фигуристов. Дети тренируются с шести часов утра и до восьми вечера. Мне говорят: возьми для своих конькобежцев хоть час. Но это нецелесообразно. Пока мои шесть конькобежцев будут кататься, три группы хоккеистов по двадцать человек каждая будут сидеть ждать. Я как директор школы на такие жертвы пойти не могу.
- Выходит, конькобежный спорт в Казахстане не развивается, даже несмотря на последние успехи Дениса КУЗИНА?
- Я этого не говорила. Конькобежный спорт в Казахстане поднимается, как и все зимние виды спорта. Спортсмены живут круг­лый год за рубежом. Им создают такие условия, которые нам и не снились. Выражаясь молодежным сленгом, ребята находятся сейчас в шоколаде. Но и работают они, можно сказать, на износ. Отметила бы и работу тренеров сборной, которых мы специально пригласили из России. Но надо учитывать, что они получили не новичков, а готовых спортсменов-международников. Их задача была - не навредить. Получилось. Отсюда и результаты. Считаю, что спорту высших достижений сейчас уделяется много внимания. А вот детскому спорту - нет. Как было при нас, так и осталось.
- В 2017 году Алматы будет принимать Всемирную универсиаду. Как мы будем выглядеть на ней?
- В принципе, мы уже показали, что можем принимать крупные старты. Зимние Азиатские игры - тому подтверждение. В Алматы и Астане построены спортивные объекты. Столичный дворец “Алау” используется на сто процентов. На этом катке проводят тренировочные сборы все наши области. Единственный минус - мало соревнований. Чтобы их проводить, нужны деньги. А денег на детские соревнования, как говорит наш гостренер Анжелика ГАВРИЛОВА, почему-то всегда не хватает. Но Универсиада - это уже не детский, а студенческий спорт. Другой уровень. Так что, думаю, проведем не хуже, чем Азиаду.
- А у вас есть ученики, которые могли бы выступить на Универсиаде?
- Есть два спортсмена, на которых я очень рассчитываю. Но поскольку своего льда у нас нет, катаемся в основном в Астане. Но сидеть все время в столице тяжело да и дорого. На местах надо создавать условия. Но надеюсь, что к 2017 году как-нибудь доедем и до Универсиады в Алматы.
- Как, по-вашему, выступят в Сочи казахстанские конькобежцы?
- Верю в Дениса Кузина. В мировом рейтинге он сейчас на третьем месте. На днях Денис выиграл в Сочи контрольный старт, показав, что сильнейший пока на дистанции тысяча метров. Надеюсь, что он будет даже не третий, а первый.
- А вы чемпионкой Олимпийских игр так и не стали. Более того, я слышал, что и бронзы у вас могло не быть...
- Нехорошая история. Но помню все в деталях. Я заняла седьмое место на любимой “тройке”. И у нашего спортивного руководства рухнули все планы. Поднялся скандал. До меня дошли слухи, что президент Национального олимпийского комитета Казахстана Аманча АКПАЕВ сгоряча сказал: Прокашева уже старая, она нам не нужна. Пусть уезжает домой. Я стала собирать чемоданы. Но меня уговаривал остаться один из наших руководителей - Ельсияр КАНАГАТОВ. Я свои принципы приглушила и осталась. А в итоге стала бронзовой призеркой на дистанции 5000 метров. И знаете, кто первым меня поздравил? Аманча Сейсенович. Но я не испытала при этом чувства ликования. Это было уже позже, дома, когда меня чествовали. А тогда на стадионе в Нагано я просто чуть не расплакалась из-за обиды, что в меня не верили. Желаю нашим спортсменам, чтобы они никогда не попадали в такие ситуации. Это, поверьте, очень неприятно. Так что считаю, что моя бронза, добытая в тяжелейших условиях того времени, стоит не меньше, чем нынешнее олимпийское золото.

Александр ТРОФИМОВ, фото Бариса ЮРЬЕВА и с сайта www.alau.info, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее