3567

Наш д’Артаньян

При достаточно легком, практически незаметном смещении акцентов со стороны рассказчика один из фактов биографии Нурмухамеда АБДРАХМАНОВА (на снимке) можно возвести в ранг не только его личной победы, а общенациональной гордости. Вот так! Если бы, конечно, сам Нурмухамед приложил усилия. Но он этого не делает. В январе 1992 года, когда еще шли споры, как должен выглядеть государственный флаг и как должен звучать гимн Казахстана, Абдрахманов стал победителем этапа Кубка мира по фехтованию на Кубе.

В изложении чемпиона сей факт звучит без патетики:
- Нас из Казахстана было четверо. Летели через Москву, откуда авиарейс на Гавану был раз в неделю. Сразу все не смогли улететь. В общем, так получилось, что выступал я один. Меня напутствовали: “Ты отбейся, лишь бы, лишь бы... Один-два боя, из трехсот участников последнее место занимаем - и все! Отдыхаем неделю”. У нас - зима, там - жара!
- Рассказывают, что вам предлагали уступить золото?
- Это было. На тот момент кубинцы были действующими олимпийцами, а у нас финал с ними. Они же у себя дома, им надо выигрывать.
- Можно узнать подробности: как такого рода предложения происходят? О какой сумме шла речь?
- Разговоры обыкновенные, они не стоят того, чтобы о них вспоминали.

***

Победитель из Казахстана стоял на высшей ступеньке пьедестала под звуки олимпийского гимна. Гимн суверенного Казахстана будет утвержден через три месяца.
Если высокопарно выражаться, Абдрахманов был похож на гонца из прошлого, который стремительно мчался в бескрайних степях с доброй вестью, опережая время. Мой собеседник говорит без красивостей:
- Ситуация была такой.
На родине чемпиона не встречали у трапа самолета. Но вы, наверное, уже догадались об этом сами.
- Тогда было не модно дарить спортсменам за победы квартиры, - рассуждает Нурмухамед. - Это сегодня чемпионов мира на кабриолете по городу возят. Акимы соревнуются между собой, кто пышнее устроит встречу.
Все, с кем спортсмен ездил на соревнования на Кубу, многие из тех, с кем тренировался, сейчас живут в Америке, Мексике и других странах. Неплохо живут, работая тренерами.
И Нурмухамеда звали с собой. Провожал друзей, убывающих с одним чемоданом, образно говоря, а ему нужно было два вагона собрать: мама, дети, братья, сестренка, родные жены. Во это все бросить и уехать? Никогда в жизни!
Вместо этого Абдрахманов однажды утром встал, собрался, как обычно, на тренировку, в дверях остановился и внимательно пригляделся, как он сам говорит, на личную ситуацию. Личная ситуация, представленная пустым холодильником, выглядела неоптимистично. И он вместо тренировки пошел в ближайший магазин. Работать грузчиком. Прощай, сборная страны, в которую он входил. Прощай, будущая Олимпиада, к которой готовился.
Потом были шоп-туры. Считает, что им, спортсменам, было легче, чем другим. В любой стране, куда приезжал за товаром, были знакомые фехтовальщики.
О спорт, ты мир...

***

- Высшее достижение вашей жизни?
- Моя семья.
Рапира, с которой Абдрахманов выиграл решающую победу на Кубе, заняла почетное место рядом с кинжалом, когда-то принадлежавшим его деду. Внуки теперь видят доспехи старших представителей рода, он надеется, его глазами. Восхищенными.
Ему невероятно жаль, что его отец умер так рано. В 55 лет. Сказались фронтовые раны. Нурмухамед думает, что если бы был жив отец, он бы не оставил спорт. И вообще вся жизнь была бы другой. А самое главное - он бы мог обеспечить отцу достойную старость.
Каждый год сын ездит в Ташкент на могилу отца.
Каждый год в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев Нурмухамед Абдрахманов угощает участников войны пловом собственного приготовления и наливает фронтовые 100 грамм. Покупает охапки цветов, и его внуки вручают победителям букеты. Абдрахманов уверен, что тепло майского Дня Победы согревает сердца его внуков. Маме его 84 года. Она согласна с сыном.
А в обычные дни Абдрахманов, заслуженный мастер спорта, просто молодой дедушка. Возит на тренировки внука и внучку. Внук занимается акробатикой, а внучка - дзюдо. Когда подрастут, он сделает все, чтобы они занимались фехтованием.
Он ни о чем не жалеет, но иногда вдруг ни с того ни с сего ему слышится звон клинков.

***

- Если кто-то из ваших внуков уедет из Казахстана на ПМЖ в другую страну, вы это воспримете как предательство родины, которую вы лично не смогли бросить?
- Даже не представляю себе такого. Хотя у меня внучка родилась в Норвегии и она гражданка той страны, ее родителей туда приглашали на работу. Они скучали по Казахстану. И я знал - поработают и вернутся через месяц или год...
- Вы когда-то оставили дело, которому при иных обстоятельствах готовы были служить всю жизнь. Оценили ли близкие вашу жертву?
- Жертвы не было, я оставался в семье за старшего после смерти отца. Я поступил так, как должен был поступить. Ни на кого никогда нельзя надеяться, только на себя!
Надеясь только на себя, он активно помогает бывшим спорт-сменам.
- Конечно, мне бывает обидно за спортсменов, которые когда-то были гордостью страны, - говорит Адбрахманов. - За конькобежку Людмилу Воронину обидно. Она же много дала спорту. Сейчас, когда она перенесла сложную операцию, ей не оказывали должного внимания даже в больнице, пришлось вмешаться.
Безотказностью и щедростью Абдрахманова, вполне вероятно, окружающие иногда даже злоупотребляют. Он не сердится, но всегда напоминает, что во время, когда внуков надо везти на тренировки, он всегда вне зоны доступа.


Хельча ИСМАИЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть