Улётный рейс
Дичайший скандал в гражданской авиации Казахстана! Пилот авиакомпании “Эйр Астана” Роман БЫКОВ задержан в Алматинском аэропорту сразу после возвращения из Москвы. При себе у летчика были найдены наркотики, следы запрещенных препаратов обнаружены в его организме.
Пассажиры “Эйр Астаны”, прилетевшие в Алматы 2 марта, даже не подозревают, как их пронесло. Ведь командиром экипажа их “Эйрбаса-320” был именно он - 39-летний Роман Быков. Самолет приземлился в южной столице во второй половине дня среды, как говорят в таких случаях, в штатном режиме - без каких-либо нареканий и происшествий. А вот в пассажирском терминале международных рейсов всех прилетевших этим бортом ждал дополнительный осмотр: сотрудники полиции совместно с таможенной службой проводили регулярный рейд по борьбе с контрабандой наркотических средств. Поэтому сумки всех пассажиров обнюхивала собака по кличке Джинни, специально натасканная на поиск всяческих запрещенных препаратов. И тут, к несказанному удивлению присутствовавших, четвероногий сотрудник правоохранительных органов отреагировал на... пилота “Эйр Астаны” Романа Быкова! Первая мысль: собака ошиблась!
Впрочем, безупречную репутацию Джинни подтвердил обыск пилота: в правом внутреннем кармане его плаща нашли прозрачный пакет с 1,5 грамма зеленого вещества со специфическим запахом, хорошо знакомым многим казахстанцам. Содержимое пакета было тут же отправлено на экспертизу, а пилоту предложили сдать экспресс-анализ на наличие наркотических веществ в организме, что он и сделал. Более того, воздушный извозчик признался: на протяжении последних трех лет он регулярно употребляет марихуану, а в последний раз делал это аккурат накануне вылета из Белокаменной - фактически перед тем, как сел за штурвал лайнера...
Уже в четверг, 3 марта, были готовы результаты анализов. Вещество, обнаруженное в пакете у пилота, оказалось той самой марихуаной. Она же присутствовала в организме командира экипажа.
Как нам сообщили в пресс-службе авиакомпании “Эйр Астана”, летчик Роман Быков был уволен сразу же в день инцидента. “В авиакомпании существует нулевая терпимость к употреблению сотрудниками алкоголя или наркотиков, - говорится в сообщении. - Авиакомпания регулярно проводит тестирование экипажа на наличие в крови алкоголя или наркотических веществ методом произвольной выборки”.
Интересно: что значит “регулярно” в контексте признания пилота, что он балуется травкой уже целых три года? Тем более что существуют как минимум два вида контроля летчиков - внутренний, когда работников проверяет сама авиакомпания, и внешний, осуществляемый в медицинском центре, относящемся к “КазАэроНавигации”. И главный вопрос: кто кроме медиков и их начальников заранее знал о конкретных датах медосмотра? Ведь если Роман Быков действительно употреблял марихуану на постоянной основе, то он, скорее всего, был в теме насчет сроков очередной проверки. Марихуана выходит из организма довольно быстро - за 30-40 дней до анализов ее следы исчезают полностью. Выходит, если бы не бдительная собачка, то наркоман спокойно летал бы за штурвалом национального авиаперевозчика?!
Что теперь ждет любителя травки? Досудебная проверка проводится по двум статьям - контрабанда наркотических веществ и хранение наркотиков. Если бы речь шла об обычном человеке, которого остановили на улице и нашли в его кармане марихуану, то все бы обошлось крупным штрафом: употребление наркотиков - административное правонарушение. Однако для пилота итог может оказаться куда более плачевным. Во-первых, он перевез марихуану через государственную границу - вот вам готовое обвинение в контрабанде. Во-вторых, его взяли с поличным. Ну и, в-третьих, отягчающим обстоятельством будет тот факт, что Быков находился в состоянии наркотического опьянения не в сквере на лавочке, а за штурвалом пассажирского лайнера с 82 живыми душами на борту! Даже управление автомобилем под наркотой - уголовная статья. А тут целый “Эйрбас”! Короче, “баловство” авиатора тянет на преступление средней тяжести и может обернуться для него реальным сроком - до пяти лет лишения свободы.
К сожалению, это не первый случай, когда именно пилот “Эйр Астаны”, мягко говоря, легкомысленно относится к своим прямым обязанностям. Как стало известно корреспонденту “Времени”, летом прошлого года еще один летчик национальной авиакомпании был снят с рейса, поскольку не смог пройти предполетный осмотр. Случилось это 14 августа. Второй пилот Ержан ИБРАЕВ должен был лететь из Атырау в Алматы, однако на медкомиссии, предшествующей вылету, врачи обратили внимание на исходящее от него алкогольное амбре. Ибраева попросили подышать в специальный прибор “Алкотест-203”, который и подтвердил: в крови пилота значительное количество алкоголя - 0,31 промилле. Разумеется, в небо его не выпустили. А пассажиры того борта отделались многочасовой задержкой рейса: пришлось ждать, когда в Атырау прилетит другой второй пилот.
Конечно, “Эйр Астана” не какой-нибудь Muhosransk Air - у нацперевозчика есть даже сертификат безопасности IOSA, о котором так много спорят коллеги из других авиакомпаний. Но при всей очевидности того, что не должны летчики употреблять алкоголь и наркотики, а уж тем более перед полетами, - они, оказывается, это делают! Как такое возможно? А вот это уже вопрос не только к отдельно взятой авиакомпании, но и к чиновникам Комитета гражданской авиации - ведомства, целиком и полностью отвечающего за безопасность полетов. Достаточен ли контроль со стороны КГА? Вот почему очень хотелось бы услышать не только объяснения президента “Эйр Астаны” Питера ФОСТЕРА, но и комментарий председателя КГА Бекена СЕЙДАХМЕТОВА. Первому не мешало бы посыпать голову пеплом, а второму - рассказать, какие конкретные меры будут приняты уполномоченным органом. Очень хочется надеяться, что “улетный” рейс Москва - Алматы был последним...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
Комментарий в тему
Шмидт САБИРОВ, ветеран авиации, экс-председатель профсоюза авиационных работников:
- Для меня это дикость! Я не понимаю, как такое вообще могло произойти... Я 40 лет летал - и каждый полет для меня был как первый: всегда в свежей рубашке, чистых туфлях, со свежей головой и чистыми помыслами. Поэтому когда я сейчас слышу, что летчик употреблял наркотики или что пилоты возят что-то контрабандой... Я этого просто не могу понять. Это в голове не укладывается!