Как автопарк бюджет “прокатил”
За счет таких рабочих лошадок обогащались автобусные бастыки.
Муниципальный автобусный парк Алматы, который чиновники преподносили горожанам чуть ли не как панацею от всех транспортных бед, оказался в центре позорного скандала. Руководителей “образцово-показательного” гаража подозревают в хищении 76 миллионов тенге: деньги, собранные с пассажиров, перетекали не в бюджет города, а напрямую в карманы автобусного начальства! Это чуть ли не единственный случай в Казахстане, когда руководство автобусного парка стало фигурантом подобного уголовного дела.
Первый муниципальный автобусный парк открыли в южной столице в декабре 2010-го. Тогда об этом событии говорили только в превосходных степенях, звучали фанфары, щедро раздавались авансы. Цели проекта, который, к слову, стал первым подобным в Казахстане, анонсировались самые что ни на есть благородные: совершенствование системы пассажирских перевозок и снижение выбросов вредных веществ за счет эксплуатации автобусов, работающих исключительно на газе. Транспортное предприятие, единственным владельцем которого является акимат Алматы, должно было составить серьезную конкуренцию частным перевозчикам и заставить их работать лучше. Но что самое главное - при оплате проезда исключался так называемый человеческий фактор: никаких кондукторов, вместо них в салонах появились валидаторы.
Дело пошло, новенькие импортные бусы покатили по улицам и проспектам южной столицы, а во все инстанции полетели отчеты о хорошо проделанной работе. Осенью 2013 года власти города, окрыленные этим опытом, подтвердили свои намерения об открытии второго муниципального автобусного парка.
И вот спустя всего несколько месяцев благообразное лицо городского общественного транспорта скорчило такую гримасу, что разом перечеркнуло все сладкоголосые увещевания чиновников. Как сообщила пресс-служба департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы, “за период с начала 2011 года по 31 декабря 2012 года должностными лицами муниципального автобусного парка похищены наличные денежные средства, поступившие от пассажиров в виде оплаты за проезд”. “Аудиторской проверкой установлено, что между данными электронной системы выдачи и оплаты за проезд и суммой оприходованных денежных средств через кассу муниципального автобусного парка имеются расхождения. Не оприходованы в кассу наличные деньги в сумме свыше 76 миллионов тенге”, - указано в сообщении финпола. Схема, по которой действовали подозреваемые, проста, как колесо автобуса: хочешь разбогатеть - положи в карман часть прибыли.
В Алматы распространен еще один способ зарабатывания на пассажирах. Водители отключают валидаторы, а потом, ссылаясь на их поломку, собирают наличные с людей, взамен же выдают не билеты, а кусочки, точнее - обрывки чистой бумаги. Думаю, что едва ли не каждый алматинец, который хотя бы изредка пользуется общественным транспортом, становился свидетелем подобной сцены. Впрочем, вряд ли даже самая авторитетная аудиторская компания сможет посчитать, сколько денег за счет этого проходит мимо кассы. На водительском сленге это называется “сбор”, и бороться с этим явлением, видимо, бесполезно.
В конце января 2014 года власти города устроили для журналистов показательную экскурсию в автобусные парки Алматы. Был среди них и первый муниципальный. Особенно любопытным мне показался стенд в его диспетчерской, который красноречиво свидетельствовал о том, что и в хваленом парке хватает проблем. На нем были размещены списки водителей-нарушителей, одним из самых распространенных проступков которых является как раз таки “сбор”. За него строго наказывают: за каждые собранные пять тысяч тенге из зарплаты вычитают 20 тысяч. Действует? Как теперь показывает практика, не особо...
-Это была плановая проверка деятельности предприятия за 2011-2012 годы, которую проводил финпол, - прокомментировал ситуацию заместитель акима Алматы, курирующий работу общественного транспорта, Юрий ИЛЬИН. - И о том, что по ее итогам возбуждено уголовное дело, я узнал около месяца назад. Те люди, которые в то время руководили парком, - их было несколько человек, давно не работают. Не могу о них ничего сказать, так как был назначен на свою нынешнюю должность в 2013 году. Но замечу, что и в прошлом году руководители этого предприятия не всегда справлялись со своими обязанностями, существовали факты, в том числе и поборы, были кражи с валидаторов. О них “Алматыэлектротранс”, в чьем подчинении находится муниципальный автобусный парк, сообщал в правоохранительные органы. И это тоже послужило основанием для данной проверки. Сейчас мы поручим специалистам, занимающимся внутренним контролем, более детально проработать доходно-расходную часть муниципального автобусного парка.
- На ваш взгляд, можно ли решить проблему незаконного сбора денег с пассажиров?
- Можно. В течение года мы планируем запустить систему электронного билетирования, которая будет действовать в общественном транспорте. Она поможет отказаться от оборота наличных средств и тем самым избавит водителей и должностных лиц от соблазна заниматься хищением денег. Пока же все существующие механизмы наказания за подобные действия - штрафы и лишение премий - показали свою неэффективность. Надеюсь, что эта ситуация, в результате которой на скамье подсудимых могут оказаться сразу несколько человек, станет для кого-то холодным душем.
- Вас не удивила столь внушительная - целых 76 миллионов тенге! - сумма?
- Это действительно достаточно большая сумма. Даже если она накапливалась в течение длительного времени, это все равно много. По сути, это деньги, похищенные у бюджета Алматы. Сейчас в рамках уголовного дела определят круг лиц, причастных к этому, и по решению суда будет решаться вопрос о возмещении ими вреда, причиненного городу. Когда человек приходит устраиваться на работу, он пытается показаться мягким и пушистым и говорит о том, что думает только о благе людей. А на деле оказывается, увы, по-другому.
Финансовая полиция возбудила уголовное дело по пункту “б” ч. 4 ст. 176 УК “Присвоение или растрата вверенного чужого имущества”. Бывшие автобусные бастыки вряд ли отделаются легким испугом - статья предусматривает достаточно серьезное наказание: лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Тут интересно другое: сможет ли муниципальный автобусный парк восстановить имидж образцового предприятия общественного транспорта, который городские власти так старательно пытались сформировать, после такого конфуза?
Юрий ИЛЬИН удивлен размахом бывших руководителей автопарка.
Валидатор должен был сделать процедуру поступления денег прозрачной. Не получилось...
Наказание за “сбор” есть - толку нет.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы