1681

Инклюзия или изоляция?

В Караганде 5-летний мальчик с аутизмом получил тяжелую травму после посещения коррекционной группы детского сада

Инклюзия или изоляция?
Матвей на занятиях в центре поддержки детей с аутизмом.

Мать ребенка Римма КУРБАНОВА (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) требует наказания для воспитателя, по чьей вине якобы, ее сын перенес экстренную операцию. По словам женщины, агрессия со стороны педагога к малышу началась в 2024 году, когда она только устроилась в эту группу.

Мать утверждает, что с декабря прошлого года начала замечать на теле ребенка синяки и ссадины.

- В нашей коррекционной группе всего шесть детей. У этого воспитателя не было большой нагрузки, ведь дети не все ходили. Когда на теле сына появлялись синяки, я спрашивала: "Откуда это?" Мне отвечали: "Может, ударился". Но следы такие, что было понятно: это не просто падение. Я показывала пальчиковые следы администрации сада. У меня просили прощения, обещали разобраться. Но реакции особой не было, - рассказала карагандинка.

Женщина утверждает, что ребенок начал бояться ходить в садик: плакал, когда видел воспитательницу. Кульминацией стала ситуация в конце августа. Женщина рассказала: 27-го числа во время массажа у мальчика заметили множественные царапины на спине и мошонке. На следующий день у ребенка появилась опухоль в области гениталий.

- Когда мы попали в больницу, врачи сказали, что счет идет на часы. Если бы мы задержались еще на 5-6 часов, сыну удалили бы яичко. Ему срочно сделали операцию. Для меня это был шок, - вспоминает мать.

По ее словам, уже в тот же день воспитательница написала заявление об увольнении. После госпитализации ребенка женщина обратилась к директору сада и методистам, написала заявление в полицию. Но, как она утверждает, дело закрыли без рассмотрения.

- Руководство сада пришло в больницу, извинялось и просило забрать заявление. Я отказалась. А позже мне сообщили, что не нашли на записях ничего, поэтому доказательств нет. Хотя меня даже не пригласили просмотреть эти записи. После того как расследование прекратили, я написала жалобу в прокуратуру, - поведала она.

В пресс-службе регионального управления образования сообщили, что факты, приведенные родительницей, не нашли своего подтверждения и не зафиксированы камерами видеонаблюдения. Тем не менее семья ждет итогов проверки прокуратуры и намерена пойти до конца.

Однако в прокуратуре Карагандинской области в свою очередь отметили, что после обращения мамы мальчика начато досудебное расследование. Материалы переданы в Михайловский отдел полиции.

                                                                          ***

Другая история случилась в небольшом райцентре. Трехлетний Герман получил тяжелую травму головы после ДТП. С тех пор его развитие замедлилось. В саду мальчик находил общий язык с воспитателями и детьми, рядом всегда был брат-близнец, готовый помочь. Но при поступлении в школу семья столкнулась с первой проблемой - отсутствием условий для детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

- Никто не подсказал, что можно позже отдать ребенка в школу. Просто говорили: оформляйтесь на домашнее обучение, - вспоминает мама Германа Залина БОГОЛОВА.

Залина БОГОЛОВА с сыном Германом.

Чтобы сын мог учиться в специализированном классе, семья переехала в Караганду. Но и здесь попасть в коррекционный класс оказалось не так просто: мест не хватало, а инклюзию в обычных школах только начинали внедрять. Самым тяжелым испытанием стала начальная школа. По словам матери, во втором классе Герман резко откатился в развитии: появились синяки, страхи, нежелание идти на уроки. Мини-диктофон, который женщина стала давать сыну, зафиксировал, что ребенка изолировали от одноклассников, оставляли без учебных материалов, а на переменах другие дети "успокаивали" его битьем.

- Я убедилась в том, что буллинг начинается с учителя. Стоило игнорировать ребенка или демонстративно не давать ему задание, как и другие дети начинали относиться к нему так же, - отметила женщина.

В итоге Герману сменили педагога. Новая молодая учительница быстро нашла к мальчику подход, и атмосфера в классе изменилась. Но восстановить то, что было утрачено в развитии ребенка, оказалось невозможным.

В старших классах Герману повезло больше: рядом оказался чуткий педагог и грамотный ассистент. Но стрессовые ситуации все равно не обходили стороной, будь то насмешки старшеклассников в раздевалке или попытки одноклассников втянуть его в сомнительные игры.

Мать признается: иногда казалось, что инклюзия в школах превращается в инструмент перевода детей на домашнее обучение. При этом финансирование системы, методички и законы - все это существует, но, как оказалось, только на бумаге.

- До сих пор в чатах родителей звучит: "Почему он учится вместе с нашими детьми? Пусть идет в спецшколу". Подписывают коллективные обращения, чтобы исключить ребенка. Хотя именно в школе формируется отношение общества к особенным детям, - считает мать Германа.

Сейчас мальчик учится в восьмом классе. Благодаря поддержке педагогов и ассистента он чувствует себя увереннее, хотя пройденный путь был тяжелым.

- Наши дети тоже могут приносить пользу обществу, если их правильно социализировать. Они не виноваты, что родились другими. Им нужны не жалость и изоляция, а шанс, - уверена женщина.

                                                                            ***

Еще одна карагандинка Александра ИВАНОВА в прошлом году добилась увольнения по статье педагога-психолога, который ударил ее сына. Ребенок пережил насилие в государственном центре поддержки детей. По ее словам, занятия, которые должны были помогать в социализации, обернулись травмой и откатом в развитии. Эта история вызвала широкий резонанс среди родителей и специалистов.

Александра Иванова долго ждала, когда ее сын Матвей попадет в центр поддержки детей с аутизмом. Очередь двигалась медленно, но летом прошлого года мальчика все же приняли на занятия. Первые недели ребенок охотно посещал группу, однако затем ситуация резко изменилась.

- У Матвея появилась апатия, он стал отказываться идти на занятия. В коридоре начинал кричать, - рассказывает женщина. - Я сначала думала, что это обычный период адаптации, но все оказалось гораздо серьезнее.

По словам матери, она собственными глазами видела, как педагог грубо хватал мальчика за руки. Конечности покраснели, ребенок жаловался на боль.

- Я сделала замечание, но услышала в ответ раздражение. Тогда я решила проверить камеры наблюдения в центре, - вспоминает Александра.

Однако, по ее утверждению, часть файлов оказалась удаленной. Но даже то, что она увидела на записях, ее шокировало. На видео, по словам женщины, педагог несколько раз силой тянул Матвея за руку и даже бросил в бассейн с шариками. Далее, утверждает она, педагог силой наклонял ребенка за голову, заставляя нагибаться, а затем ударил по лицу.

- После этого я сразу написала заявление в отдел образования и в полицию. В полиции дело серьезного хода не получило: педагога оформили как свидетеля. В самом центре меня просили "не раздувать скандал" и оставить специалиста, ссылаясь на нехватку кадров. Но я отказалась. Такой человек не должен работать с детьми, а тем более с особенными, - считает Александра.

Ситуация, по ее словам, сильно сказалась на состоянии ребенка. После случившегося у Матвея появилась агрессия, занятия в школе и кружках пошли на спад.

- То, что мы добивались месяцами, одним моментом все перечеркнули. Он стал биться руками, психовать, хотя раньше этого не было. А ведь такие дети очень чувствуют отношение взрослых, - объяснила мать.

История семьи Ивановых стала предметом обсуждения среди родителей детей с аутизмом. В социальных сетях ее посты разошлись десятками репостов. Женщина уверена: случай в центре - не единичный, а система требует более строгого контроля над теми, кто работает с особенными ребятами.

- Мы приводим детей за помощью, а сталкиваемся с тем, что их ломают. Это недопустимо, - подытожила Александра.

В Казахстане уже почти два десятилетия внедряется инклюзивное образование. Но, как показывает история, на практике инклюзия порой превращается в испытание, которое выдерживают не все родители и дети.

- Недавно все мы видели в соцсетях высказывание блогера Райхан ЖУМАМУРАТОВОЙ, которая призывала убивать детей с аутизмом. Мы глубоко возмущены ее словами и требуем привлечь к ответственности. Наши дети не виноваты, что родились такими. Так же как и мы, их родители. Я состою в чате мам детей с аутизмом и каждый день читаю и слышу, как их дискриминируют, унижают, травят. Это ужасно. Мы хотим донести до людей, что агрессия порождает агрессию. Поэтому призываем быть добрее, - подчеркнула соучредитель общественного благотворительного фонда "Батыл журек" Оксана ЮГАЙ.

Оксана Югай.

Аида ДАСТАН, Караганда

Поделиться
Класснуть