4720

В смерти Лизы прошу винить…

ДТП, падение статуи, нападение собаки, возможно, и не одной... Заключения судмедэкспертиз разнятся. Что же тогда погубило шестилетнюю девочку?

В смерти Лизы  прошу винить…
Судмедэксперт Тахир ХАЛИМНАЗАРОВ убежден: девочку привезли в больницу уже мертвой.

Судебное разбирательство по делу о гибели Лизы ПЫЛАЕВОЙ близится к завершению. И именно сейчас тетю девочки Ольгу ШМАКОВУ, подозреваемую в убийстве, поместили под домашний арест. Отец Лизы Александр ПЫЛАЕВ не исключает, что обвиняемая накануне приговора может покинуть страну. Ведь тот самый дом, где погибла девочка, выставляли на продажу.

Напомним, Лиза погибла загадочной смертью пять лет назад. Но только в этом году дело дошло до суда. По мнению обвинения, Ольга Шмакова задавила девочку машиной, а мать женщины Леонарда РЫЖАКОВА и их садовник Уктам МАХМУДОВ помогли скрыть следы преступления и дали ложные показания. Все они, как и, что интересно, мама Лизы Марина РЫЖАКОВА, считают трагедию несчастным случаем. По их словам, девочку погубила случайно упавшая на нее во дворе статуя, а раны могла нанести собака хаски по кличке Бэлла.

Лиза ПЫЛАЕВА.

Судебное разбирательство затягивается, оно длится уже полгода. Не только потому, что материалы уголовного дела насчитывают 56 томов, но и потому, что сторона защиты заявляла более 30 свидетелей. При этом многие из них не имели никакого отношения к дню трагедии: маникюрщица, массажистка, водитель Рыжаковых-Шмаковых. Даже судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Бакытхан БАКИРБАЕВ заявил: “Грош цена таким свидетелям!” Зачем же тогда сторона защиты их привлекла? Да затем, чтобы они - и это уже очевидно - положительно отзывались о семье матери девочки и негативно - о ее отце. Но это ведь не бракоразводный процесс...

И все же на одном из последних заседаний выступил один важный свидетель. Эта женщина не знакома ни с семьей матери Лизы, ни с семьей отца. В тот роковой день - 12 мая 2019 года - она тоже была в той больнице, куда привезли девочку. Сидела на скамейке до глубокой ночи - ждала мужа, у которого был открытый перелом ноги.

Как вообще нашли эту женщину спустя пять лет после трагедии? Оказывается, она сама не так давно написала комментарий к одному из постов адвоката Ольги Шмаковой Рены КЕРИМОВОЙ об этом деле. Комментарий был такого содержания: “Я была в день смерти Лизы в больнице. Ее привезли во взрослую на Чапаева, пытались реанимировать. Но медсестра, врачи, все вокруг говорили, что она уже умерла до того, как ее привезли. Бедная Лиза покойная”.

В итоге свидетель защиты стал… свидетелем обвинения!

- Вы подтверждаете, что слышали от медсестер, что Лизу привезли в больницу уже после ее смерти? - задал ей вопрос Александр Пылаев.

- Я спросила у медсестер: “Что случилось?” Они сказали: “На девочку упала статуя, но когда ее привезли, она уже была мертвая”, - подтвердила свои слова женщина. - Вот я и удивилась: прошло пять лет, а это дело до сих пор идет, потому и написала такой комментарий.

А в минувший четверг Александр Пылаев заявил ходатайство, чтобы меру пресечения для Ольги Шмаковой - подписку о невыезде - сменили на домашний арест. Отец Лизы напомнил, что преступление по статье “убийство” относится к тяжким и особо тяжким преступлениям с высокой общественной опасностью. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу для такого преступления избирают меру пресечения “содержание под стражей”. Но делают это тогда, когда есть основания полагать, что обвиняемый может скрыться, уничтожить доказательства или иным образом помешать следствию. Шмакова все это время вела свою обычную жизнь, свободно приходила на процесс. Но тут появились новые обстоятельства, считает отец Лизы:

- Есть основания полагать, что подсудимая, не ставя в известность органы, ведущие производство по делу, уезжала за пределы Алматы. Подсудимая нарушила меру пресечения. Кроме того, в соцсетях было размещено объявление о продаже дома, в котором, согласно подписке о невыезде, проживает обвиняемая Ольга Шмакова (и где погибла Лиза. - Е. Т.). То есть подсудимая может скрыться. Ранее это же объявление размещалось на сайте продажи недвижимости, за 900 млн тенге (хотели продать дом-усадьбу. - Е. Т.).

К слову, в объявлении жилье, в котором проживали и Рыжаковы, и Шмаковы, значилось как “дом мечты на продажу”. Было указано, что жилое здание с антикварной мебелью можно купить или снять в долгосрочную аренду за 6,5 млн тенге в месяц. Сейчас этого объявления уже нет.

Но это еще не все. Александр Пылаев считает, что Ольга Шмакова не проживает по месту, которое указано в подписке о невыезде, потому что ее дети и муж, которые проходят по делу свидетелями, в суде назвали совсем другой адрес проживания. Шмакова признала: ее семья достроила дом, переехала и живет теперь отдельно от Рыжаковых.

Судья удовлетворил ходатайство Пылаева и предписал поместить Шмакову под домашний арест.

Между тем на недавних судебных заседаниях прокурор Малик АШЕНОВ огласил материалы уголовного дела, в том числе и судебно-медицинские экспертизы. Их несколько.

Так, судмедэксперт Руфат ХАСАНОВ установил: размеры кровоподтека ромбообразной формы на лбу Лизы соответствуют рисунку решетки радиатора автомобиля. По его заключению, наиболее вероятная версия гибели Лизы - это “наезд машины на небольшой скорости”. При этом раны на тело Лизы нанес нижний край части автомобиля. Травмы были получены не менее чем за три часа до смерти ребенка, сказано в экспертизе.

А вот падение статуи на девочку Хасанов вообще исключил. Он считает, что если бы Лизу придавил предмет, который в несколько раз больше и тяжелее ее (к слову, вес статуи более 80 кг), то это привело бы к серьезным повреждениям внутренних органов. А этого эксперт не обнаружил. Маловероятным он посчитал и то, что раны могла нанести собака.

Но вот экспертиза, которую проводили специалисты из Украины, не исключает участие собаки во всей этой драматической истории. По их заключению, травмы были получены, если можно так выразиться, в два этапа: сначала травма шейного отдела, а после - раны от зубов собаки. При этом специалисты не исключали и версию с ДТП: травма шейного отдела Лизы могла произойти уже в салоне автомобиля, при столк­новении его с препятствием, например, при экстренном торможении после разгона. А вот падение статуи на Лизу эта экс­пертиза тоже исключила.

Однако в пятницу еще один судмед­эксперт - Артем КУРБАН­ГА­ЛИЕВ - исключил и версию падения статуи, и ДТП. Что же тогда погубило девочку?

- Любая ситуация, допускающая запредельное сгибание головы. Удар сзади, самостоятельное падение, что угодно, - пояснил Курбангалиев, который исследовал одежду девочки и ее шейные позвонки. - При этом собака Бэлла не могла нанести раны девочке, потому что она не агрессивная. Но это могла сделать другая, чужая собака. Не исключаю такой версии.

- Почему же на одежде девочки не было следов крови, хотя было более 14 ран на теле? - задал вопрос прокурор.

- Я не могу дать пояснения. За предоставление вещественных доказательств несет ответственность следователь. Если повреждения ребенку были нанесены прижизненно, то, разумеется, на одежде должны были отобразиться следы крови, - ответил Курмангалиев. - Раны не кровоточат только в том случае, если они нанесены посмертно.

В суде выступил и судмед­эксперт Тахир ХАЛИМНАЗАРОВ. Минувшей вес­ной, напомню, он невольно обрел популярность в ходе процесса по делу экс-министра Куандыка БИШИМБАЕВА, которого осудили на 24 года за убийство гражданской жены Салтанат НУКЕНОВОЙ. Тогда эксперт доказал, что женщина не могла сама нанести себе смертельные травмы, упав с высоты собственного роста.

Так вот, Халимназаров заявил, что в больницу привезли уже остывшее, холодное тело Лизы.

- Трупного окоченения не было, но было охлаждение тела. Температура тела - 32 градуса. Процесс остывания продолжается несколько часов, а это значит, что травмы нанесли за 1-3 часа до наступления смерти, - сказал Халимназаров. - Допустим, если ребенка в 21.00 доставили в больницу, значит, смерть наступила между 18.00 и 19.00.

Судмедэксперт отметил, что на теле Лизы были обширные раны, на животе - длиной более 10 сантиметров. Но при этом они не кровоточили.

- Когда ребенка доставили в больницу, раны были уже сухие и обработаны йодсодержащими растворами, - заметил Халимназаров.

Прокурор поинтересовался: а могли ли раны образоваться уже в агональный период? Ведь другие эксперты говорили: не имея жизненной активности, раны не могли сопровождаться кровотечением.

- Агональный период длинный, когда человек умирает от заболевания или естественной смертью. А если причины смерти травматические, то агональный период короче. Поэтому я исключаю такую возможность, - ответил судмедэксперт.

- А могли ли эти травмы появиться вследствие ДТП? - спросил прокурор.

- Я очень много детей вскрывал в своей жизни, к сожалению. Трупа этого ребенка я не видел, но согласен с выводами Хасанова. Я работал с теми данными, которые мне предоставили. К тому же мы сами провели гистологические исследования. Возможно, было ДТП. Отпечаток на лобной области характерен для ДТП.

В одном Халимназаров уверен: травмы девочки не характерны для падения на нее статуи. Не согласился он и с тем, что ребенка кусала собака. От собаки раны рваные, а у Лизы таких повреждений нет, у ран на ее теле ровные края.

Александр Пылаев поинтересовался: можно ли предположить, что эти раны - имитация?

- Это не наша компетенция, я не могу на такие вопросы отвечать, - парировал Халимназаров. - Но я с первого дня говорил: это не та одежда, в которую ребенок был одет, когда получил травмы. Она должна была быть пропитанной кровью, а эта одежда была чистой.

Стоит напомнить версию обвинения: Ольга Шмакова, посчитав, что биологическим отцом Лизы является ее муж Андрей ШМАКОВ, в порыве ревности (или ненависти) наехала на девочку машиной. Но две посмертные экспертизы подтвердили отцовство Александра Пылаева.

Кстати, он не исключает, что после ДТП, в результате которого погибла Лиза, могли тщательно вымыть ее тело, а после переодеть в чистую одежду. Да и у мамы девочки, которая держала ее на руках в машине по дороге в больницу, белый халат даже не запачкался, это видно по записям камер в больнице.

Больше всего Александра Пылаева и его мать Аллу ПЫЛАЕВУ волнует такой вопрос: были ли шансы спасти девочку? Или обвиняемые упустили драгоценное время, пока заметали следы?

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

К сведению

- Родители Лизы - Марина Рыжакова и Александр Пылаев, они в разводе;

- Ольга Шмакова - тетя Лизы, родная сестра Марины Рыжаковой;

- Андрей Шмаков - муж Ольги (бывший начальник управления КНБ Алмалинского района Алматы);

- Бабушки Лизы - Алла Пылаева (мать Александра Пылаева) и Леонарда Рыжакова (мать Марины Рыжаковой и Ольги Шмаковой);

- Дедушка Лизы - Сергей Рыжаков (отец Марины Рыжаковой и Ольги Шмаковой);

- Уктам Махмудов - садовник семьи Рыжаковых-Шмаковых.

Ссылки по теме:

“Случайное падение или убийство?” - “Время” от 13.7.2024 г.

“Почему родная тетя могла ненавидеть племянницу?” - “Время” от 18.7.2024 г.

“Терпкие семейные узы” - “Время” от 24.7.2024 г.

“Слуга нескольких господ?” - “Время” от 5.8.2024 г.

“Лучшая защита - нападение?” - “Время” от 9.8.2024 г.

“А кто же тогда виноват?” - “Время” от 16.8.2024 г.

Поделиться
Класснуть