286

Слуга нескольких господ?

В деле погибшей Лизы все еще много белых пятен

Слуга нескольких господ?
Лиза ПЫЛАЕВА и Уктам МАХМУДОВ (справа).

Садовник усадьбы Рыжаковых-Шмаковых Уктам МАХМУДОВ, первым обнаруживший тело шестилетней Лизы ПЫЛАЕВОЙ под статуей, заявил в суде, что слова его сокамерника, тайного свидетеля, - ложь и клевета. А еще утверждает, что его били, приставляли заточенную ложку к горлу и пытались задушить.

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы продолжается рассмотрение этого пятилетнего резонансного дела. И мать Лизы, и ее родственники настаивают на несчастном случае. Все они утверждают, что на Лизу упала статуя. Однако отец девочки и гособвинение придерживаются версии, что это было убийство. В нем подозревают тетю Лизы Ольгу ШМАКОВУ, которая якобы задавила Лизу машиной. А бабушку девочки Леонарду РЫЖАКОВУ и Уктама Махмудова обвиняют в укрывательстве преступления и даче заведомо ложных показаний. Все они трое - подсудимые.

Напомним, в июле на одном из заседаний судья зачитал показания умершего в ходе предварительного следствия засекреченного свидетеля. Еще тогда этот свидетель попросил защиты, так как опасался за свою жизнь, поэтому до сих пор он проходил по делу под псевдонимом Иван Иванов, но теперь стало известно, что его звали Андрей ЖАЛЕЛОВ. Свои показания он дал в январе 2020-го, а спустя два месяца умер из-за болезни.

Андрей с середины до конца мая 2019 года находился в одной камере приемника-распределителя с Махмудовым. Садовника тогда ненадолго задержали, но потом отпустили. И за это время Уктам якобы успел рассказать сокамернику, что на самом деле случилось с девочкой в тот злополучный день.

Так вот, по показаниям тайного свидетеля, в тот день Уктам услышал, как завелась и тронулась машина, припаркованная во дворе дома. Потом был шум, похожий на удар или падение. И после садовник увидел на земле Лизу в крови под статуей. На его крики первым пришел Андрей ШМАКОВ, муж Ольги.

При этом произошедшее не было неожиданностью для Шмакова, зачитал тогда судья показания Жалелова, который ссылался на садовника. Уктам якобы понял, что Шмаков ожидал нечто подобное, так как погибшая девочка была его дочерью, а он являлся любовником матери Елизаветы. При этом Шмаков якобы понял, что к смерти Елизаветы причастна именно его супруга, “так как последняя ненавидела Елизавету за то, что та была его (А. Шмакова. - Е. Т.) дочерью, и постоянно издевалась над ребенком”.

Из показаний тайного свидетеля следует, что (как рассказал ему Махмудов) Андрей Шмаков велел садовнику молчать, пообещал, что все уладит (на тот момент Шмаков являлся сотрудником КНБ). Якобы по указанию Андрея Уктам помыл Лизу, потом Шмаков увез ребенка в больницу, где рассказал о произошедшем несчастном случае. Садовника тогда забрали в полицию.

Однако на суде Махмудов рассказал совсем другое. В тот злополучный день, по его словам, дети играли во дворе с Андреем Шмаковым, а Уктам закапывал яму возле сетки неподалеку, которую раскопала собака. Когда вернулся, во дворе никого не было. А уже вечером Махмудова позвала Леонарда Рыжакова. Спросила, не видел ли он Лизу. Он пошел ее искать во двор и наткнулся на что-то белое. Оказалось, что это лежала статуя, возле которой сидела собака.

- Я подумал, что кто-то уронил статую. Подошел и увидел под ней Лизу. Я сильно испугался. Первая мысль была помочь, спасти Лизу. Я поднял и отбросил статую, - пояснил Махмудов.

Садовник вспоминает: на Лизе был красный шарф длиной больше метра. Кстати, и Андрей Шмаков, и Марина Рыжакова в своих показаниях на суде отмечали, что дети частенько играли вокруг статуи - залезали на нее и наряжали ее в разную одежду. Видимо, в тот вечер Лиза решила поиграть со статуей, но почему-то… одна.

Махмудов утверждает: Шмаковых с детьми в тот вечер во дворе не было, они уехали в торговый центр.

- Я на тот момент не подумал, что Лиза умерла, хотел помочь ей. Отогнал собаку. Отправился к Леонарде Ивановне, сказал, что на Лизу упала статуя. После того как мы подошли к Лизе, Леонарда Ивановна сильно испугалась, начала делать ей массаж рук. Потом взяла девочку на руки и начала сильно кричать, звать на помощь, - сказал садовник.

Ну а дальше показания Махмудова совпадают с показаниями Рыжаковых-Шмаковых. Переполох, отъезд в больницу… Уже оттуда, по словам садовника, позвонил Андрей Шмаков и попросил его подготовить документы - возможно, домой приедут сотрудники полиции. Махмудов узнал, что Лиза умерла позже, когда водитель привез домой детей Андрея Шмакова.

После этого, по словам Махмудова, дедушка Лизы Сергей РЫЖАКОВ приказал ему вымыть кровь в машине, где лежала Лиза. А где-то в 10 вчера при­ехали сотрудники полиции. Вместе с ними в двух-трех метрах от статуи нашли клок волос Лизы, недалеко от канализационного люка нашли тапочек. Садовник передал все это сотрудникам полиции, в том числе и тот шарф.

Кстати, на прошлых заседаниях отец Лизы Александр ПЫЛАЕВ спрашивал у Шмакова: куда делся этот клок волос из материалов дела? Последний заявил, что не знает. Есть подозрение, что эта улика пропала.

Показания садовника напоминали какой-то страшный криминальный боевик, в котором он сам едва не умер! Тем самым кажется удивительным то, как спокойно садовник об этом рассказывал. Возможно, потому, что это события пятилетней давности? По его словам, у него забирали документы, сажали в камеру, избивали, отпускали, снова задерживали. В итоге он оказался в приемнике-распределителе. Именно там, в камере номер 9, он и познакомился с пожилым мужчиной по фамилии Иванов, который потом оказался тем самым тайным свидетелем Жалеловым. Но садовник теперь отрицает, что он лично разговаривал с Ивановым-Жалеловым. В камере было 7-8 человек, и все спрашивали садовника о том, что произошло. Он и рассказал всем ту же версию, что и следователям, и на суде.

- То, что в своих показаниях говорил Иванов, - это ложь и клевета, - заявил Махмудов на процессе. - Эти слова о том, что Лиза якобы дочка Андрея, я впервые услышал от следователя ЧАПУРИНА.

Но вернемся к досудебному следствию. Махмудова вскоре отпустили, и спустя некоторое время он уехал к семье в Узбекистан, где местные пинкертоны тоже допрашивали его по делу Лизы. Садовник дал те же показания, что и ранее, и полицейские ему поверили и отпустили.

А после возвращения в Казахстан, через два месяца, по словам Уктама, его снова взяли в оборот алматинские следователи, причем с разными версиями гибели Лизы.

- Следователь Чапурин сказал, что в тот день (когда погибла девочка. - Е. Т.) была ссора. Оля узнала, что Андрей - отец Лизы, взяла нож в руки и порезала девочку. И показал мне фотографии, - поведал суду Махмудов. - Я ему сказал, что в тот день не слышал никаких криков.

Через несколько дней садовника снова забрали на допрос и сообщили, что на автомобиле нашли кровь. В этот раз история смерти девочки была другой: якобы Ольга Шмакова сбила Лизу на машине, а садовник с Андреем Шмаковым вытащили девочку, помыли, переодели ее и ждали, пока она умрет, а потом перенесли и положили под статую...

После этого Махмудова арестовали на два месяца. В СИЗО, по его словам, его снова избили. Причем сокамерники якобы назвали себя сотрудниками полиции.

- Один из сокамерников приставил заточенную ложку к горлу и заставил меня признаться, что я якобы убил девочку, - сказал Махмудов. - У них была приготовлена веревка, они сказали мне взять вину на себя. Я сопротивлялся. Тогда они завязали один конец веревки мне на шею, а другой - к решетке, стали тянуть и требовали, чтобы я признался. Я успел просунуть руку под веревку, она порвалась. Сокамерники предупредили меня, что если я кому-то расскажу о случившемся, меня убьют той же ночью.

На следующий день у Махмудова, как он рассказывает, снова был разговор с Чапуриным. И тот оказался в курсе избиений, что показалось садовнику странным.

- Он заявил, что не имеет к этому никакого отношения, а приказ им отдал мой начальник Сергей Рыжаков, чтобы меня там убили. Следователь пообещал, что, если я расскажу всю правду, он обеспечит мне безопасность и меня в сопровож­дении вывезут в Узбекистан. Я ему сказал, что всегда говорил правду в показаниях и мне больше нечего добавить, - подытожил садовник.

Судебный процесс, который уже окрестили “это похлеще их “Санта-Барбары”, продолжается.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

К сведению

- Родители Лизы - Марина Рыжакова и Александр Пылаев, они в разводе;

- Ольга Шмакова - тетя Лизы, родная сестра Марины Рыжаковой;

- Андрей Шмаков - муж Ольги (бывший начальник управления КНБ Алмалинского района Алматы);

- Бабушки Лизы - Алла Пылаева (мать Александра Пылаева) и Леонарда Рыжакова (мать Марины Рыжаковой и Ольги Шмаковой);

- Дедушка Лизы - Сергей Рыжаков (отец Марины Рыжаковой и Ольги Шмаковой);

- Уктам Махмудов - садовник семьи Рыжаковых-Шмаковых.

Ссылки по теме:

“Случайное падение или убийство?” - “Время” от 13.7.2024 г.

“Почему родная тетя могла ненавидеть племянницу?” - “Время” от 18.7.2024 г.

“Терпкие семейные узы” - “Время” от 24.7.2024 г.

Поделиться
Класснуть