1917

Путь - воде

В Алматы 51 моренное озеро, в окружающей мегаполис области - 285. Все они - и новые, и старые - словно бомбы замедленного действия

Путь - воде

Этим летом под ударом стихии рискует оказаться Талгарский район Алматинской области. Опасность схода селя там и по бассейнам рек хребта Иле-Алатау сохраняется. Где морена может переполниться в обозримом будущем? Грозит ли Алматы разрушительный сель? Об этом - в материале нашего корреспондента.

Моренное озеро №19, прорыва которого в Талгарском районе опасаются специалисты, все еще активно видоизменяется. Пресекают возникновение возможного селя по наработанной схеме: к озеру подвели четыре нитки сифонов, излишки воды (около 270 литров в секунду) сбрасывают в русло реки, а внизу, непосредственно у плотины, очищают чащу селевого выброса от наносов - камней и глины. Поэтому подняться выше Талгарской плотины все еще нельзя - стоят посты. Местным жителям и работникам организаций выше нее рекомендовано быть всегда готовыми к эвакуации. В небе продолжают кружить вертолеты - некоторых это пугает. Но должно скорее успокаивать - ведется наблюдение за мореной, рабочим, занятым на установке сифонов, забрасывают материал.

Высокогорный водоем реально опасен. Этого специалисты ГУ “Казселезащита” и не скрывают. С 2021 года озеро №19 перестало быть стационарным - на зиму оно опорожняется, вода уходит. А это говорит о наличии внутри моренных каналов стока - разветвленной сети туннелей под землей. Когда и куда уйдет по ним большая вода, человек контролировать и даже спрогнозировать не может. При этом объем воды в озере больше 152 кубов. И внешне оно меняется - 28 июля близ водоема образовался провал глубиной до 12 метров. Колеблется и уровень воды - диапазон изменений до 40 сантиметров.

Рвануть озеро может как разорвав озерную перемычку, перелившись через край, так и под землей. Такой, подземный, прорыв произошел, к примеру, летом 2014-го, когда под ледником №150 произошло опорожнение моренного озера “без номера” - поток вошел в старый селевой врез, размыл его борта и русло и сформировал мощный селевой поток.

Сейчас озеро проснулось из-за жары - виной тому климатические изменения, на которые чутко реагируют моренно-ледниковые комплексы Иле-Алатау. Начальник отдела метеорологических прогнозов филиала республиканского гос­предприятия “Казгидромет” по Алматы и Алматинской области Даулет КИСЕБАЕВ отмечает, что зной нынешнего лета синоптики аномальным не считают, все в пределах климатической нормы. Но в горах сохраняются высокие температуры.

- Среднемесячная температура воздуха для июля +24 градуса. Норму в два раза превысили осадки: выпало 82 мм. Но такие июли в Алматы уже были - в 2016-м, 1993-м и 1988-м. В те годы второй месяц лета, к слову, был гораздо дождливее - осадков выпадало около 100 мм, - пояснил Даулет Кисебаев.

Кстати, знойная погода продержится в Алматы до конца августа, ее лишь разбавят грозы и ливни. Что добавляет опасности. А вот в верховьях, где температура воздуха в этом году фиксируется на 1-2 градуса выше нормы, ситуация вызывает тревогу. Здесь, где дремлют вечные льды, такое потепление может запустить опас­ные процессы.

- При таких условиях абляция, то есть таяние, ледников происходит активнее, - объясняет руководитель Иле-Алатауского территориального эксплуатационно-технического управления ГУ “Казселезащита” Дастан ЖОЛДАСБЕКОВ. - С 60-х годов прошлого века ледники хребта Иле-Алатау потеряли 45 процентов от общего объема. На современных моренах активизировались термокарстовые и термоэрозийные процессы: появляются трещины, провалы, воронки, местами оголяются погребенные льды. Появляются новые моренные озера, растут объемы уже существующих. Все это увеличивает риски образования селевых потоков. В Казахстане насчитывалось 2700 ледников, но сейчас их больше, потому что крупные ледники распадаются на мелкие.

В этом году при проведении обследований специалисты выявили довольно объемные трещины на кольцевых участках ледников №106 и 110 бассейна реки Тургень.

- Они могли возникнуть из-за движения ледников, большинство из них относится к висячим, - продолжает Дастан Жолдасбеков. - И есть вероятность негативного воздействия на них - от серии землетрясений, которые произошли в начале этого года. На моренных озерах №2 и 5 были выставлены предупредительные гидропосты. Они ведут наблюдение за гидрологическим режимом озер и состоянием ледников и трещин.

Задача архиважная. Самая крупная из отколовшихся льдин на озере №5 превысила 5000 кубометров. Напряжение на морене это сняло, ледник №210 угрозы в этом сезоне уже не представляет. Но если бы в воды морены рухнул сразу большой кусок от концевой части языка ледника, поднявшаяся волна выплеснула бы озеро из его чаши, сформировала сель...

Что касается озера №2, то специалисты “Казселезащиты” и Института географии и водной безопасности заключили: объемы обрушений концевой части ледника могут достигать 10 000 кубов, но единовременного обрушения не прогнозируется. Произойти такое может лишь при землетрясении. Озеро еще раз обследовали и сняли запрет на посещение туристами реки Тургень и Тургеньского ущелья. Но вот стало ли там безопас­нее...

Специалисты “Казселезащиты” отмечают: у них на балансе находится 73 инженерных защитных сооружения. В 2023 году была введена в эксплуатацию плотина на реке Аюсай, сейчас ведется строительство защитных сооружений на реке Хоргос в области Жетысу.

Однако на реке Тургень, где в верховьях находится около 20 моренных озер и наибольшее из них имеет объем более миллиона кубометров воды, нет ни плотины, ни даже автоматизированной системы наблюдений. Проект строительства селезадерживающей плотины, способной удержать до 12 миллионов кубометров, направлен в МЧС. Но есть нюанс: территории, где ее планируют построить, относятся к нацпарку, и без правительства вопрос их отчуж­дения не решить.

В Алматинской агломерации немало коварных морен: на реке Узун Каргалы (Жамбылский район) расположено 15 таких озер, в том числе 4 прорывоопасных, на реке Каскелен (Карасайский район) - 23 моренных озера, из них 5 прорывоопасных. На самом сложном озере - №15 - со следующей недели начнут превентивные работы.

В бассейне реки Талгар (Талгарский район) 22 моренных озера, из которых 7 периодически грозят прорывами, в том числе и нестабильное 19-е.

В бассейне реки Иссык 25 морен (5 прорывоопасных), реки Тургень - 20 (6 прорыв­о­опасных), реки Шелек - 114 (30 соответственно). Самое большое - свыше 6 миллионов кубометров - озеро Максимова. Сейчас оно стабильно.

Нет причин для волнения, уверяют специалисты, для жителей Алматы. Хотя непосредственно к мегаполису относится 51 моренное озеро, за 6 из них наблюдают особо.

- В бассейне реки Малая Алматинка наиболее опасно озеро №6. Озера №13-бис и №10 - самая пристальная точка наблюдений в бассейне реки Большая Алматинка. В Левом Аксае - озера №8, 9, 10. С начала селеопас­ного периода на всех прорывоопасных озерах выставляют наблюдательные посты, конт­роль с воздуха - еженедельный, - отмечает заместитель руководителя Алматинского городского эксплуатационно-технического управления филиала ГУ “Казселезащита” Алмаз ИСКАКОВ.

В этом году из местного бюджета на работы по контролю уровня воды в моренах было выделено более 36 миллионов тенге. На сегодня уровень воды в них ниже точки перелива в среднем на 3 метра. Кроме сифонов воде из озер дают рассредоточиться по окрестностям морены - буро-взрывными работами расширяют русла оттока. Но опустошить морену нельзя. Как нельзя и составить точную карту селеопасных районов - путь движения селя невозможно просчитать: он летит с горы, на определенных участках откладывается, где-то набирает скорость. В зоне риска - строения в поймах рек.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть