1368

Не надейтесь на скорую помощь

Введенное с 1 сентября властями Алматы ограничение на въезд машин с бензиновыми двигателями в популярное Малоалматинское ущелье ударило по работе спасателей-альпинистов, сотрудников лагеря “Туюк-Су”, ученых и владельцев местных участков. Но больше всего пострадают туристы: случись в горах ЧП, “безлошадная” помощь придет не скоро.

Не надейтесь на скорую помощь

- С прошлого года у нас оставалось 12 пропусков на проезд автотранспорта на Шымбулак из 30, которые выделяли нам с 2016 года, - рассказывает президент Федерации альпинизма Алматы, главный тренер Казахстана мастер спорта Артем СКОПИН. - Когда акимат объявил, что въезд на Шымбулак будет только для электротранспорта, прошло совещание с участием общественности, альпинистов, землепользователей ущелья. Мы привели доводы: в нашей работе использование электромобилей невозможно - по разбитой грунтовой дороге с промоинами нагруженный снаряжением элект­рокар не доедет, только специально подготовленные джипы. Я, например, на своем внедорожнике поднимаю, спускаю тонну груза, тот же мусор нужно вывозить регулярно. Зарядить электрокар не получится - на высоте 2450 метров не хватит мощности электроэнергии. Но нас не услышали! Сейчас у нас всего три пропуска.

Профессионалы, привыкшие работать на высоте в сложных горных условиях, в растерянности. Только за последний месяц они участвовали в пяти спасательных операциях, когда потребовалась помощь более 20 человек. Вот свежая история. Около двух недель назад с пика Валерия Хрищатого спускали травмированную юную спортсменку, которая тренировалась в составе группы. Ее отправили первой в больницу, а других членов команды, снаряжение спасатели и добровольцы-профессионалы спускали вниз более 12 часов.

- К тому моменту, как мы присоединились к спасательной операции, спасатели вымотались - они несли девочку по скалам на специальных носилках - акье. После всю ночь на двух машинах мы спускали вниз людей, снаряжение. В операции участвовали 26 человек. С лишением спецпропусков для альпинистов скорость оказания помощи может растянуться на несколько дней! - считает руководитель школы альпинизма Алматы тренер Ада МОЛГАЧЕВА.

Алматинская федерация готовит резерв альпинистов-инструкторов. Это люди, которые будут обучать горной подготовке спасателей, военных, сотрудников силовых структур, участвовать в спасательных операциях. По мнению Скопина, сейчас отлаженный механизм подготовки нарушен, инструкторы не могут проводить регулярные занятия и тренировки.

Самое тревожное, что с введением запрета в любой момент могут попасть в беду многочис­ленные туристы, среди которых много иностранцев - в выходные в ущелье аншлаг! - а спасать их будет некому.

Дорога от катка “Медео” до “Туюк-Су” пешком у подготовленных спортсменов с 15-килограммовыми рюкзаками на плечах занимает два часа. А если нести на себе горноспасательное снаряжение, то все четыре-пять. А на машине - всего 15 минут. Такси, маршрутки, что курсируют от катка до высокогорного комплекса, всегда полные, в них спецснаряжение не перевезти. Как и уголь, дрова, которые нужны для работы ученых, отопления домов сотрудников “Шымбулака”, они тоже заложники ситуации.

- Ну как, скажите, тащить в гору на себе газовый баллон весом 45 килограммов?! - возмущается Скопин.

В акимате Алматы введенные ограничения объясняют заботой об экологии особо охраняемой природной территории. Принимаемые меры, по мнению чиновников, позволят снизить выбросы загрязняющих веществ от бензинового транспорта.

Но вот парадокс: на Большое Алматинское озеро, к бассейну со стратегическим запасом воды, дорога открыта для всех! И алматинцы которую неделю наблюдают гигантские пробки из автомашин на БАО.

Те, кто постоянно живет и работает в горах, считают: проблема во многом притянута за уши.

- Ежедневно мы наблюдаем, как смог из города после обеда тянется в горы, когда идет вечерний бриз, он не формируется в ущелье, - подмечает Артем Скопин. - И то количество машин, которое у нас было, никак не влияло на экологию, мы проезжали без права остановки.

Не исключено, предполагает мой собеседник, что кто-то продавливает свои интересы в акимате по продаже электромобилей. А как иначе объяснить, что спасателей, от которых зависят жизни людей, вынуждают покупать не приспособленные для работы дорогостоящие электрокары?

Елена КОЭМЕЦ, фото предоставлено спасателями-альпинистами, Алматы

Поделиться
Класснуть