1961

Трудно быть лохом

Став жертвой международной банды мошенников, наш корреспондент попытался выяснить, может ли оказавшийся в такой ситуации казахстанец вернуть свои деньги или добиться хоть какой-нибудь справедливости.

Трудно быть лохом
Всемирная сеть, говорите?

Началось с того, что в машине вышла из строя коробка передач. Ситуация неприятная, но вроде бы не критическая. Однако найти МКПП на относительно нового “китайца” оказалось совсем непросто. Мастера разводили руками: новый агрегат нужно заказывать в стране-производителе, но сколько времени займет доставка и какого качества придет деталь, никто наверняка сказать не может.

При таком раскладе современный человек недолго думая обращается к помощи интернета. А там его уже ждут.

Признаюсь, сайт компании “Моторс­Голд” по адресу: motorsgold.com, не то что не вызвал подозрений, а вовсе не произвел никакого впечатления, поскольку был одним из десятка, где я подыскивал коробку передач. Но именно с указанного на этом сайте номера мне перезвонили через пару часов, предложив несколько вариантов контрактной МКПП - подороже и подешевле. Остановились на приемлемом варианте за 160 тысяч тенге.

Хотелось бы сказать, что тут-то все и завертелось, но нет, никакой излишней суеты, напористости или торопливости “специалисты компании” не проявили. Объяснили, что заказ будет идти из Минска около недели, отгрузку в транспортную компанию произведут после перечисления половины суммы до конца рабочего дня по белорусскому времени. Прислали договор с реквизитами казахстанского банка. Казалось бы, ну что может пойти не так?

Через неделю раздался звонок от имени известной транспортной компании: “Вам пришла посылка. Чтобы получить ее, отправитель должен оформить накладную на ваше имя, свяжитесь с ним…”

Десятки раз мне приходилось писать и читать публикации об интернет-мошенниках. Казалось, что повестись на подобные схемы может только очень наивный человек, но уж никак не я. Но знаете что? Когда хочется решить свою проблему побыстрее да не очень дорого, к тому же отделение банка в соседнем доме, ноги и руки действуют на опережение головы.

В общем, когда была переведена оставшаяся сумма, и телефон “МоторсГолд”, и телефон “транспортной компании” перестали отвечать. Понимание произошедшего наступило мгновенно, как будто некая часть сознания всю эту неделю только и ждала, чтобы спросить: “Что же ты, братец, лох-то такой?”

Детектив без границ

В Сарыаркинском управлении полиции Астаны мое заявление приняли сразу же, сказав, что состав преступления налицо. Через день следователь пригласил для дачи показаний. Затем в личный кабинет eGov пришло сообщение, что начато досудебное расследование по признакам статьи 190 УК (“мошенничество”). То есть отечественная правоохранительная система откликнулась без какой-либо волокиты. Другой вопрос: сможет ли она дотянуться до жуликов, находящихся за пределами нашей республики?

- Полиция точечно разбирается по каждому такому обращению граждан, - уверяет оперуполномоченный управления криминальной полиции Астаны Айдар КОНЫСБЕК. - Но в данное время нет решений по уголовным делам, где фигуранты, находящиеся за пределами Казахстана, были бы привлечены к ответственности.

Между тем, по словам полицейского, за шесть месяцев текущего года отмечается рост случаев интернет-мошенничества, при этом каждый шестой совершается лицами, находящимися в другом государстве. Чаще всего речь идет о России, Украине, Грузии, Кыргызстане и Узбекистане, единичные факты отрабатываются нашими сыщиками с коллегами из иных стран.

Вообще, технически в таких расследованиях нет ничего сверхсложного. Счет в казахстанском банке, на который обманутые граждане переводят деньги, открыт на подставное лицо. Этот человек обналичивает тенге, берет свой процент, а остальную сумму передает кому-то, кто отправляет деньги на зарубежный счет. Взять двух этих товарищей в разработку - дело обыденное, но дальше начинаются сугубо бюрократические сложности, связывающие казах­станских следователей по рукам и ногам.

Как мне объяснили специалисты, юрисдикция нашей полиции заканчивается на пороге иностранного банка. Разумеется, следователь отправляет туда запрос по поводу реквизитов интересующего счета с обоснованием своего интереса. Рано или поздно ответ придет, но выяснится, скорее всего, что счет открыт в рамках действия одной из международных платежных систем. Иначе говоря, деньги с него можно снимать буквально везде, кроме Антарктиды. Тогда запрашивается список транзакций по данному счету. Допустим, последние суммы обналичивались в Грузии. Следователь обращается к тамошним коллегам, но у них своя текучка, и обманутыми казахстанцами заниматься никто не торопится. Все это время дело висит, а казахстанскому полицейскому начальству совсем неинтересно, почему так происходит, и наш следак получает взыскание. Но не принять заявление от потерпевшего он не имеет права.

Это подтвердили и в столичном департаменте полиции: если факт мошенничества установлен, оснований для отказа в проведении досудебного расследования быть не может. Все заявления регистрируются в книге учета информации.

Едва ли здесь можно говорить о каких-то международных синдикатах мошенников, считают сотрудники внутренних органов. Современные технологии сделали мошенничества такого типа массовыми. Собственно жуликов, ведущих жертву, двое-трое, причем находиться они могут в разных странах. А с тех подставных, что помогают выводить деньги из Казахстана, спрос невелик - как правило, это граждане с пониженной социальной ответственностью, которые внятно ничего объяснить не способны.

Возврату не подлежит

По словам президента Национальной лиги потребителей Казахстана Светланы РОМАНОВСКОЙ, вне поля уголовно-правовой системы казахстанцу тут никто не поможет.

- О нарушении прав потребителя можно говорить в том случае, если он получил не тот товар, на который рассчитывал, либо поставщик нарушил какие-то условия доставки или услуги, но сам факт доставки или услуги при этом имеется, - рассказывает она. - У нас по всему миру в рамках всемирной организации потребителей “Консьюмер интернэшнл” действуют парт­нерские структуры. Мы можем обратиться к ним, чтобы они в своей стране повлияли на возврат денег казахстанскому потребителю. Но если имеет место чистое мошенничество, то разбираться с ним должны только правоохранительные органы.

По словам Романовской, случалось, что граждане обращались в Лигу потребителей по поводу недобросовестного оказания услуг со стороны туристических операторов, когда договор заключался с одной компанией, а принимала другая и уровень обслуживания был совсем не тот, что оговаривался. Такие действия балансируют на грани все той же статьи 190 УК, и лиге даже удалось добиться ликвидации подобной фирмы. Но вот вернуть товар, которого в природе не существовало изначально, правозащитники не в силах.

Но, быть может, реально вернуть деньги, которые ушли на счета мошенников, но с них же, по идее, должны быть возвращены, коль скоро эти счета признают мошенническими?

- Ответ на самом деле однозначный: нет, переводы не отменяются, - говорит директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин ПАК. - Любой перевод может быть отменен только по инициативе получателя. Этим они, собственно, и отличаются от платежей. Когда вы платите официальным способом, то есть через POS-терминал или форму в интернет-магазине, то платеж можно оспорить. Для этого предусмотрен срок до 60 дней, в течение которого можно это сделать. Когда же вы делаете перевод на какую-то карту, то, повторюсь, отменить его можно только по инициативе получателя либо через суд, но это очень сложно. Если перевод совершается по номеру телефона, то вы, по сути, даже не знаете личности получателя.

Если обманутый гражданин попытается обратиться в банк или к мобильному оператору, то ему, скорее всего, откажут, потому что они не вправе разглашать данные своего клиента, подчеркивает Пак. Чтобы узнать их, нужно официально открыть досудебное расследование, тогда у банка официально запросят эту информацию, и потом на ее основании можно будет обратиться в суд.

Все эксперты, высказавшиеся на эту тему, сходятся в одном: да, интернет-мошенничества получили большое распространение в силу доступности средств коммуникации, но, с другой стороны, при помощи этих же средств довольно просто понять, что имеешь дело с проходимцами. Совсем несложно проверить контактные данные продавца, ознакомиться с отзывами об интернет-магазине, найти официальные телефоны транспортной компании, указанной предполагаемым поставщиком. Все это займет совсем немного времени, но сможет сэкономить вам круглую сумму.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть