Адвокату хорошо, прокурору - плохо?
В Казахстане услышали стенания защитников, неоднократно заявлявших о ведении уголовного процесса с обвинительным уклоном. Наконец разработан ряд законодательных поправок, защищающих права подсудимых, свидетелей и других лиц, вовлеченных в судебные дрязги. О них в понедельник в ходе круглого стола в Службе центральных коммуникаций рассказала вице-министр юстиции Алма МУКАНОВА.
Большой пакет изменений внесли в законодательные акты по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. По словам Мукановой, исключается необоснованное вовлечение граждан в орбиту уголовного преследования, если не подтвержден ущерб или это гражданско-правовой спор, а также если нет акта налоговой проверки, досудебного либо судебного обжалования по налоговым правонарушениям.
Устанавливается десятисуточный срок действия санкции на обыск, личный обыск и выемку. На практике такие санкции случаются спустя даже месяц с момента их получения.
Ряд защитных мер прописали и для лиц со статусом свидетелей, имеющих право на защиту, чтобы их потом не признавали подозреваемыми, как это часто бывает. В отличие от подозреваемых, им не разъясняют, что их показания могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном процессе.
Так, свидетелю предоставляется право ставить дополнительные вопросы перед экспертом при назначении экспертизы. Чтобы исключить факты незаконного ограничения свободы граждан (не более 3 часов), в справке обязательно надо будет указывать основание и время доставки на допрос.
Вводятся кратные штрафы по некоторым уголовным правонарушениям. В частности, за присвоение или растрату вверенного чужого имущества, мошенничество, экономическую контрабанду, уклонение от уплаты таможенных пошлин и сборов, а также налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Вводится уголовная ответственность и для коллекторских агентств за злоупотребление полномочиями.
Для укрепления состязательности в уголовном процессе усилят роль адвокатов. Для этого в противовес обвинительному акту, который способствует формированию у судей обвинительного уклона, вводится акт защиты. В нем могут быть указаны заявления о невиновности либо меньшей ее степени, о доказательствах, оправдывающих либо смягчающих вину обвиняемого, о применении недозволенных методов следствия и другие ходатайства.
Наряду с этим адвокату предоставят возможность с согласия прокурора публиковать в СМИ опровержение на выступления органов уголовного преследования, нарушающие принципы презумпции невиновности и очерняющие подозреваемого. При этом адвокат не должен разглашать в СМИ данные досудебного расследования.
Расширится перечень документов, с которых защитник вправе снимать копии. А следователю нельзя будет отказать участникам уголовного процесса направлять вопросы эксперту.
Разработчики законопроекта предусмотрели также ведение уголовного дела в электронном формате по умолчанию, то есть без учета мнения участников уголовного процесса.
Изменится порядок химической кастрации педофилов. Проводить ее будут непосредственно перед освобождением, раньше делать это нет смысла, так как осужденный находится в изоляции и не представляет общественной опасности.
Материалы в суд для назначения судебно-психиатрической экспертизы для выявления психических отклонений и склонностей к сексуальному насилию будут направлять не позднее чем за 12 месяцев до истечения срока отбывания наказания (сейчас 6 месяцев).
Ряд поправок направлен и на совершенствование института условно-досрочного освобождения осужденных. Отбытый срок для подачи на УДО предлагают снизить для тех, кто совершил преступления небольшой или средней тяжести. Установят десятилетний срок пробационного контроля для осужденных к пожизненному лишению свободы, освобожденных условно-досрочно.
Предлагается запретить УДО осужденным:
- которым лишение свободы заменено на ограничение свободы;
- ранее условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания к пожизненному лишению свободы;
- совершившим в период отбывания пожизненного лишения свободы преступление;
- за пытки.
В законопроекте есть также нормы, облегчающие правовое положение осужденных:
- больных туберкулезом, у которых на момент вступления приговора в законную силу продолжается бактериовыделение, подтвержденное лабораторно;
- с другими опасными инфекционными заболеваниями до выздоровления лица, когда не требуется дальнейшего стационарного лечения;
- в отношении осужденных, на которых оформляется документ, удостоверяющий личность;
- тех, которым до конца срока отбывания наказания осталось не более месяца.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана