А им не страшно
За укрытие преступления полицейскому инспектору… погрозили пальцем
Москвич Сергей ТАРАСОВ, который уже почти два года ловит в Казахстане свой Porcshe Cayenne и регулярно находит его у различных автобарыг, разводит руками: он не понимает, что происходит.
Престижный, хоть и немолодой (2008 года выпуска) внедорожник, объявленный в международный розыск по линии Интерпола, постоянно ускользает от настоящего хозяина. Делает он это, конечно, не сам, а c помощью людей в погонах. Всякий раз, когда Тарасов засекает машину и обращается в полицию с требованием о ее задержании, наши служивые находят способы сделать авто невидимкой. Нам уже приходилось писать об этой неординарной ситуации (см. “Автомобиль-“невидимка” и “Неуловимый “порш”, “Время” от 18.5.2022 г. и 23.2.2023 г.).
Последний такой случай был зафиксирован в конце прошлого года, когда машина Тарасова, которую перегоняли из Уральска в Атырау, была задержана сотрудниками дорожной полиции. Они выяснили, что на “порше” стоят фальшивые армянские номера и он снабжен липовым техпаспортом. Криминальное авто отправили на штрафстоянку отдела полиции Жылыойского района Атырауской области, был составлен акт изъятия. Дознаватель РОВД рассмотрел материал КУИ №222336030005609 от 23.11.2022 г. и... выдал машину водителю! Подчеркиваем: правоустанавливающие документы на автомобиль у этого гражданина были поддельные, а дознаватель по какой-то причине даже не стал проверять авто на криминальный учет. Что же сделал водитель? Моментально продал выцарапанный со штрафстоянки “порше”. Кому? Неизвестно. Он так впоследствии и объяснил в полиции.
- Я был страшно возмущен, - говорит Тарасов. - Стал писать жалобы и вновь обратился к вам. Все-таки огласка на ваших силовиков действует. После статей во “Времени” они в своих официальных ответах сообщали, что возбудили уголовное дело по факту публикации. И вот мне приходит ответ: моя жалоба рассмотрена, проверка назначена и проведена. Дознаватель, незаконно выдавший машину, наказан. Мера наказания - выговор. Я воспринимаю это как насмешку… Позвонил в полицию Уральска, где идет досудебное расследование по делу о моей машине, а они мне говорят: “Не может быть! В рапорте сотрудника патрульной службы указано на расхождения в документах, номерах и в цвете кузова, а копия этого рапорта подшита к уголовному делу. Как они могли отдать такую машину, это большой вопрос”. Ну не мне же на него отвечать!..
И начались у Тарасова новые хождения по мукам. Во-первых, его стали донимать неизвестные: какой-то аноним завалил героя нашего материала оскорблениями и угрозами, которые отправляет в чат Инстаграма. Во-вторых, его совершенно втупую игнорят рядовые сотрудники полиции. И это при том, что Тарасов получил официальную бумагу: дело его взято на контроль МВД и прокурором Жылыойского района.
- Дело опять зашло в тупик, - уверен Тарасов. - Вы не представляете, сколько денег я потратил на телефонные звонки то в жылыойскую прокуратуру, то в атырауский департамент полиции. Спрашиваю: как прокуратура могла согласиться с выговором, который вынесли дознавателю? Молчат. С большим трудом узнал контакт дознавателя, который занимается уголовным делом. Звоню ей, а она трубку не берет. Написал ей сообщение по WhatsApp, так она его прочитала и… заблокировала мой номер.
С осени 2021 года Тарасов вынужден отслеживать беспрепятственное перемещение “порше” по городам и весям Казахстана при полном бездействии правоохранительных органов как России, так и Казахстана. Тарасов вступал в переписку с продавцами и узнавал от них много интересного. Наши “автолюбители” простодушно рассказывали, что у нас передвижение зарегистрированного в России авто с казахстанскими подложными номерами - обычное дело. Нередко они используют номера от списанных и отправленных в утиль машин. Свободная торговля криминальным транспортом тоже не фантастика. Ограничения по линии Интерпола вообще не проблема.
Если уж нам сложно добиться справедливости и законности в своей стране, то что говорить об иностранцах... Тем не менее нужно понимать: это наш, казахстанский, криминал банкует крадеными машинами, а значит, разбираться с преступниками нужно нам, и уже не важно, гражданин какой страны - нашей, ближнего или дальнего зарубежья - выступает в роли пострадавшего. Ну и, конечно, не надо забывать, что существует особый порядок работы казахстанской полиции по международным делам. Он есть и действует, но отнюдь не для того, чтобы ответственные лица занимались отписками.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай