Неуловимый “порш”
Кто кого упрямее - полиция Казахстана или россиянин Сергей ТАРАСОВ?
В конце минувшего года герой одной из наших публикаций сообщил в газету, что вскоре после выхода материала (см. “Автомобиль-“невидимка”, “Время” от 18.5.2022 г.) Генпрокуратура Казахстана потребовала разобраться, как угнанный у россиянина Porcshe Cayenne оказался в Казахстане. В Уральске даже началось досудебное расследование. Но, как оказалось, радость Тарасова была несколько преждевременной. Правда, мы такому повороту событий даже не удивляемся.
Когда наши органы возбудились, машина уже колесила по просторам Атырауской области, что, возможно, даже помогло в этом деле. В середине ноября минувшего года “порш” был остановлен дорожным патрулем на трассе Доссор - Кульсары. Полицейские, увидев дорогую машину со странным номером, заподозрили неладное. Номера были вроде бы армянские, но комбинация цифр и букв оказалась непохожей на обычные номера машин из Армении (см. фото). Пробив авто по базе, дорполовцы убедились, что машина криминальная и находится в международном розыске по линии Интерпола. “Порш” изъяли, составив соответствующий акт, и отправили на штрафстоянку.
Сергей торжествовал: его почти двухлетние многотрудные поиски угнанной машины наконец закончились. Но очень скоро убедился, что ничего на самом деле не закончилось, так как казахстанские силовики устроили из своей работы какой-то цирк.
Дело в том, что обнаруженный полицейскими “порш” вдруг исчез с атырауской штрафстоянки! Он не растворился в воздухе чудесным образом. Просто дознаватель Жылыойского РОП взял и отдал его человеку, у которого машину изъяли. Даже Интерпола не побоялся. Спрашивается: зачем вообще изымали-то?
На этот вопрос должна была ответить служебная проверка, назначенная по жалобе возмущенного хозяина машины. Но проверка прошла словно для того, чтобы окончательно запутать ситуацию, а не прояснить ее. Атырауские силовики теперь заявляют Тарасову, что отдали машину “добросовестному приобретателю”, предъявившему на нее документы. Естественно, проверить документы на подлинность силовикам было недосуг.
В итоге следствие пошло по второму кругу. Управление полиции Уральска вновь обратилось к атырауским коллегам с требованием повторно опросить дознавателя, отдавшего “порш” в чужие руки. Сведений о том, к чему привел опрос, да и вообще состоялся ли, пока нет.
- Самое интересное, что 16 ноября, то есть за сутки до задержания машины на атырауской трассе, я нашел ее на сайте продаж автомобилей, - говорит Сергей Тарасов. - А потом она пропала из списка объявлений, и я теперь понимаю почему: в связи с изъятием. Ну а сразу после нового года она там появилась вновь. Продавец остался тот же, все скриншоты я сохранил и переслал в управление полиции Уральска вместе с новым заявлением о назначении досудебного расследования. Дело возбудили и тут же отправили поручение в департамент полиции Атырауской области. Спустя десять дней оттуда пришел ответ, а в нем информация: “добросовестный” владелец тарасовской машины продал ее 19 января. Вот так!
Не дожидаясь отчета от полицейских, Сергей Тарасов вновь стал действовать самостоятельно - раздобыл телефонный номер жылыойского дознавателя и закидал его вопросами. Полицейский выдержал атаку стоически: на звонки не отвечал, на сообщения в WhatsApp - тоже, хотя их прочитывал (см. скриншот).
По последним данным, в Атырау назначили новую проверку, срок проведения которой определен в один месяц. Неужто целый месяц там будут опрашивать своего сотрудника? С другой стороны, а куда им спешить-то?
- Неужели опять без вмешательства Генпрокуратуры ничего нельзя сделать? - задается резонным вопросом Сергей Тарасов. - Согласитесь, это странно выглядит, когда я, будучи в Москве, то и дело нахожу свою машину, всего лишь используя интернет. В то же время казахстанские правоохранители на своей территории не могут найти никаких концов, не в силах справиться со своими преступниками и мошенниками. Еще и потакают им, откровенно игнорируя распоряжения надзорного органа…
Тарасов, конечно, во многом прав, однако назначать виновными во всех подобных ситуациях исключительно полицейских, скорее всего, несправедливо, ведь краденые машины то и дело продаются, а значит, проходят регистрацию в уполномоченном госоргане. То есть в автоЦОНах до сих пор могут смотреть на криминальный транспорт сквозь пальцы? И это на фоне недавнего сообщения антикора о том, что в течение почти двух лет было расследовано 18 уголовных дел. По их итогам к ответственности были привлечены 13 лиц, обеспечивших постановку на учет более двух тысяч нелегально завезенных автомашин и незаконно выдавших примерно 60 тысяч водительских удостоверений. По официальному сообщению, “преступной группой… осуществлена незаконная регистрация почти 500 транспортных средств. Оформление одной машины обходилось автолюбителям от 400 тысяч до 1,6 млн тенге. В результате преступной деятельности государству в виде неуплаченных госпошлин и сборов причинен ущерб на сумму 1 млрд тенге. С санкции следственного суда девять участников преступной группы, в том числе руководитель столичного спецЦОНа, заключены под стражу. Досудебное расследование продолжается”.
Похоже, закончится оно не скоро. Тем более если силовики вспомнят о серии наших журналистских расследований и о жалобе героя только что прочитанной вами статьи.
Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Сергеем ТАРАСОВЫМ, Костанай