Пришла вода, затворяй ворота
Паводок в Западно-Казахстанской области в очередной раз ткнул госорганы носом во все проблемные вопросы и недоделки. Большая вода прошлого года, во время которой пострадало два поселка, судя по всему, никого и ничему не научила. Во всяком случае никаких кардинальных мер для предотвращения сегодняшнего потопа принято не было.
Чиновники на местах, видимо, понадеялись на то, что снаряд дважды в одну воронку не падает и двух наводнений подряд не бывает, и отнеслись к противопаводковым мерам с философским спокойствием. Результат этого подхода к работе можно наблюдать уже сейчас.
В прошлом году в Западно-Казахстанском регионе все началось в апреле, когда растаявший в степи снег затопил 73 жилых дома и сельскую школу в поселках Шалгын и Жаксыбай. В ледяной воде погибло более 100 голов сельхозживотных, жилье оказалось непригодным для проживания. Кроме этого талой водой было подтоплено 15 домов в поселке Кызылтал Бурлинского района.
Весь год после ликвидации ЧС чиновники анализировали ситуацию, составляли рекомендации и, видимо, должны были реализовывать эти рекомендации на практике. А на практике талые воды подтопили уже с десяток населенных пунктов, почти две сотни людей эвакуированы из своих домов.
Поселок Коржын в Каратобинском районе оказался отрезанным от большой земли. Оттуда вертолетом эвакуировали матерей с детьми и беременных. В райцентр Джамбейты вода пришла и принесла огромные глыбы льда, которые снесли заборы и повредили хозпостройки. Это привет от крохотной речушки Олента, которая, подпитанная талой водой из степи, превратилась в огромный поток, который вот-вот смоет мост, ведущий в поселок. Это означает, что в райцентр можно будет попасть только на лодке или вертолете. Вода продолжает прибывать, и джамбейтинцы всерьез переживают за свои дома: глыбы льда могут пробить даже крепкие стены.
В Уральске и районах области тысячи жителей сутками сидят без света и воды, так как в высотных домах после затопления подвалов намокла электропроводка, а подстанции в сельской местности оказались под водой. Трассы перекрыты из-за переливов и размывов дорожного полотна, а местами из-за того, что их пришлось в авральном режиме раскапывать, чтобы пропустить воду.
Конечно, важным фактором в сегодняшней ситуации стали погодные условия: аномальное промерзание почвы, обильные осадки в начале весны и активное таяние снега из-за резкого повышения температуры. Буквально за одну неделю на территории области снежный покров сошел на 60 процентов. Из-за резкого повышения температуры до плюс 12 градусов и интенсивного таяния снега произошел спуск большого количества талой воды с возвышенностей.
И уже сейчас, давая комментарии о происходящем, чиновники часто сетуют именно на погоду, при этом совершенно не упоминая о том, что практически ничего не было сделано для профилактики паводка. И мало того что противопаводковые работы проводятся спустя рукава, но даже сам план этих работ составлен с ошибками и недочетами. Об этом на координационном совете по подготовке к паводку сообщили прокуроры.
Из справки, подготовленной надзорным органом, следует, что районные акиматы не отработали даже те сценарии, что случились в прошлом году. Например, в районе Байтерек так и не удосужились определить маршрут эвакуации и размещения сельхозживотных, не предусмотрели мероприятия по улицам, которые подтапливало в прошлом году. А между прочим, сегодня в Байтереке объявлена чрезвычайная ситуация природного характера.
В Жанибекском районе на участке дороги, которую в прошлом году размыло паводком, вопросом водопропуска так никто и не озаботился. По информации прокуроров, эту дорогу даже не взяли на контроль. Несмотря на угрозу подтоплений нескольких улиц в Уральске, профилактические мероприятия по ним даже не предусмотрены.
Согласно многолетнему мониторингу на контроле областного департамента по ЧС находятся 138 паводкоопасных населенных пунктов, 32 из которых подвергаются непосредственной опасности, так как там вообще отсутствует инженерная защита в виде дамб или других гидросооружений. Казалось бы, что тут изобретать - разрабатывай проекты и строй. Но строительство защитных сооружений не отражено даже в планах. Больше всего опасных поселков в Бурлинском и Байтерекском районах - девять и 13 соответственно. Это именно те районы, в которых сегодня объявлена ЧС.
В Западно-Казахстанской области насчитывается более 200 рек и озер, 45 из которых имеют постоянный сток в паводковый период. При этом РГП “Казгидромет” делает прогнозы только по шести из них. Ситуация на остальных толком даже не мониторится. Посты выставляют только в случае непосредственной угрозы, как это происходит сейчас. Между тем и в прошлом году, и в этом наибольшие неприятности доставили как раз эти маленькие речушки, которые во время половодья превращаются в огромные неуправляемые потоки. Если бы по ним был составлен прогноз с учетом влагозапаса, снежного покрова и других факторов, на местах, возможно, проявили бы большую готовность к ситуации.
Талые воды из степи и степные реки - это не все испытания, на которые западноказахстанцев сподвигнет в этом году природа. Впереди еще игра двух бассейнообразующих рек Урала. Чаган и Деркул обычно вскрываются по очереди: сначала поднимается Чаган и через несколько дней Деркул. Исключение в обозримом прошлом было только в 2011 году, когда обе реки вскрылись одновременно и на Уральск пошла огромная волна, затопив не только дачные массивы, но и несколько пригородных поселков.
Сегодня сценарий разворачивается пугающе похожим образом. Те же погодные факторы, и гидроситуация на обеих реках аналогична. В самой верхней казахстанской точке Чаган за сутки поднялся на 66 сантиметров, в течение пары дней эта вода дойдет до Уральска. Деркул в районе города приближается к критической отметке. Людей, живущих на дачах, уже предупредили о возможной эвакуации.
Вопрос в том, что с 2011 года русла обеих рек претерпели изменения, и местами весьма значительные. Берега выравнены и забетонированы владельцами дорогих коттеджей, что в некоторых случаях превращает русло в водопропускную трубу, значительно увеличивая скорость воды, которая на повороте может размыть противоположный берег, а в других случаях, наоборот, сужает русло реки, уменьшая пропускную способность. Один из местных олигархов и вовсе изменил русло, построив фактически в нем стационарное здание базы отдыха.
Руководство Уральска и области на все эти заигрывания с природой до этого момента смотрело сквозь пальцы. Чем это обернется для горожан, станет понятно уже в ближайшие дни.
Когда верстался номер По состоянию на 15 марта подтопленными остаются 54 жилых дома и 10 дачных построек. Под угрозой подтопления еще 40 домов. Из поселков заблаговременно выехали 265 человек.
После спада воды вернулись в свои дома 26 человек. В безопасные места отогнали 230 голов скота и птицу. Погибло шесть животных.
Без электричества остается поселок Жамбыл (Сырымский район). Без транспортного сообщения остаются 12 населенных пунктов, девять из них отрезало от большой земли 14 марта. На дорогах области 12 размывов и переливов.
В аварийно-спасательных и неотложных работах за сутки задействовано 996 человек, 323 единицы техники, 116 единиц водооткачивающих средств, 10 единиц плавательных средств и один вертолет.
ЧС природного характера объявлена в Уральске и пяти районах. К Чингирлаускому, Бурлинскому и Байтерекскому присоединились Казталовский и Каратобинский районы.
В пригороде и в черте Уральска отмечается активный подъем рек Чаган и Деркул.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, ДЧС и жителей Западного Казахстана, Уральск