2929

Обеспечим безопасность. Дёшево

История, случившаяся в петропавловской школе, где старшеклассник набросился с топором на учеников, поставила на уши Министерство просвещения и МВД. Несмотря на то что о безопасности школьников периодически заходили разговоры несколько последних лет, реально для этого было сделано, как выяснилось, немного. И если в городах дела обстоят относительно неплохо, то в селах все совсем печально.

Обеспечим безопасность. Дёшево
Пост вахтера в средней школе.

Первыми о проблемах в сфере охраны школ в Западно-Казахстанской области заговорили общественники.

- Члены нашей специальной мониторинговой группы (СМГ) провели анализ данных на портале госзакупок, и проявилась весьма занимательная картина, - говорит председатель областной СМГ Галимжан ИЩАНОВ. - В прошлом году установку тревожных кнопок в сельских школах практически повсеместно выиграли фирмы из других городов. Более того, почти никто из них не имеет отношения к охранной деятельности... В этом году ситуация повторяется. Многие районные отделы образования в техспецификациях к объявлениям просто не прописывают необходимые документы и требования. В результате мы имеем сырую неполную документацию и, судя по всему, будем иметь такую же по качеству работу.

Галимжан ИЩАНОВ.

В каких-то случаях в техспецификации указывают, что кнопку необходимо вывести в районный отдел полиции. Но это сам по себе вопрос спорный. Кто и на каких основаниях будет договариваться с отделами полиции, чтобы к ним поставила свою кнопку какая-то частная компания, непонятно.

В законе об охранной деятельности сказано, что за объектами, не включенными в перечень подлежащих государственной охране, должны следить лицензированные частные фирмы. Учебные заведения к этому перечню отношения не имеют, поэтому законность выведения тревожной кнопки на пульт отделений полиции под вопросом.

В некоторых случаях в документации, сопровождающей объявление, вообще не указано, куда будет уходить сигнал от тревожной кнопки, то есть ее просто установят, и все. В лучшем случае с выводом на компьютер поставщика услуг. Теперь представьте: в сельской школе Западно-Казахстанской области срабатывает тревожная кнопка, сигнал поступает в электромонтажную компанию, расположенную, к примеру, в Кокшетау. И что дальше?

Но даже относительно грамотно составленная техспецификация не дает гарантии того, что конкурс выиграют именно профильные специалисты.

Примером может служить тендер отдела образования Теректинского района. В сопроводительном документе к объявлению об установке тревожной кнопки и ее обслуживании было четко прописано обязательное наличие государственной лицензии на охранные услуги, а также наличие автотранспорта и дежурной части для решения поступающих сигналов тревоги.

Сотрудник школы в Теректы показывает место, где была установлена тревожная кнопка, которую обслуживала охранная фирма. Договор с ней закончился - кнопку сняли. После заключения нового договора приедут мастера из Шымкента и установят свое тревожное устройство.

Конкурс в 17 районных школах в этом году выиграла некая ипэшка NUR 001. Компания находится в Шымкенте, имеет в своем штате пять человек и занимается электромонтажными работами. Никакого намека на охранную деятельность, дежурную часть и мобильные бригады быстрого реагирования. И ее руководитель абсолютно уверен, что в его задачу входит только установка тревожной кнопки. А куда ее выведут, кто на нее станет реагировать и кто вообще будет охранять детей в теректинских школах - не его проблемы. Правда, на вопрос о том, читал ли он техспецификацию, предприниматель не ответил.

Зато в районный отдел образования владелец ИП прислал письмо, суть которого сводится к тому, что “наличие лицензии в данной ситуации безопасности не прибавит”.

Не последнюю роль играет и способ госзакупки. Есть открытый конкурс. Здесь заказчик проверяет наличие всех лицензий и других документов на стадии допуска к участию. Компания, не имеющая всех необходимых разрешений, не будет допущена к конкурсу. Однако подавляющее большинство тендеров, связанных с безопасностью школ, почему-то проводят способом запроса ценовых предложений. Специфика здесь такова, что заказчик не может проверить документы у потенциальных поставщиков на стадии приема. Поставщики выражают свое согласие с условиями конкурса фактом подачи заявки и берут на себя ответственность за соответствие техспецификации. С компанией, которая поставила наименьшую цену, договор заключается автоматически.

Члены мониторинговой группы (справа начальник отдела образования Теректинского района Максим Энгелов).

Если выяснятся какие-то несоответствия, заказчик, конечно, имеет право решать вопросы через суд. Но судебные разбирательства - процесс не быстрый, вполне может продлиться несколько месяцев. А там уже и срок договора истечет.

Еще одна возможная причина формального подхода к школьной безопасности - крайне низкое финансирование. Глядя на суммы, заложенные районными отделами образования на безопасность школ, понятно, что ни о какой полноценной охране учебных заведений говорить не приходится. Про стационарные посты охраны сельским школам можно даже не мечтать: выделенных сумм хватает только на установку тревожной кнопки.

В том же Теректинском районе, например, на безопасность в каждой школе предусмотрено 186 тысяч тенге в год. Понятно, что этих денег ни на что не хватит. В некоторых других районах бюджет и того меньше. Местные охранные фирмы как-то выходят из положения за счет количества объектов, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что иногородние товарищи за такие суммы посадят здесь своих сотрудников для реагирования на свои кнопки.

Кстати, примечательно, что областной бюджет на аналогичные нужды школ выделяет суммы, большие в разы. Например, на среднюю школу в поселке Подстепное районный бюджет выделил 187 тысяч тенге, а на гимназию им. Абая, расположенную в этом же поселке, но находящуюся на областном финансировании, выделено 1 миллион 178 тысяч тенге. В обязанности поставщика услуги, который, к слову, также не является охранной фирмой, входит обеспечение школы не только тревожной кнопкой, но и камерами видеонаблюдения, которых по документам должно быть не меньше 16. Разве это не дискриминация? Понятно, что финансирование районов, видимо, происходит по какому-то остаточному принципу. Но разве допустимы такие различия, когда речь идет о безопасности детей?

В общем, проштудировав сайт госзакупок, несколько законов, правил и нормативов, можно сделать вывод: безопасность в школах до сих пор была налажена чисто формально. Буквально на авось. Понятно, что Казахстан не Мексика и не Гондурас, но до самых безопасных стран нам еще очень далеко. На днях заместитель начальника управления департамента по контролю за охранной деятельностью МВД Серик КУСПАНОВ сообщил, что Министерством просвещения разработана и утверждена инструкция по организации антитеррористической защиты объектов образования. Теперь в случае оказания услуг со стороны частных охранных организаций на объектах, уязвимых в террористическом отношении, они должны соответствовать дополнительным квалификационным требованиям: наличие оружия, спецсредств, радиосвязи и не менее двух мобильных оперативных групп, а также иметь пульт централизованного наб­людения. Кто и как будет финансировать все эти нововведения, непонятно.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть