Теория невероятности
Судья Серик Канатбаев усомнился, что Шпекбаев Дамир Аликович и Шпекбаева Жанна Аликовна являются детьми Алика Шпекбаева, и требует, чтобы газета “Время” опровергла сведения об их родстве
В Жетысуском райсуде Алматы по гражданским делам завершилось рассмотрение иска ТОО “Мусахан-Секьюрити ЛТД” к издательству “Время” и ее корреспонденту Михаилу КОЗАЧКОВУ.
Охранное предприятие потребовало, чтобы издание и корреспондент опровергли сведения, изложенные в мартовской статье “Маленький секрет большой такой компании”, где речь шла о расследовании уголовного дела, связанного с обналичиванием огромных сумм, полученных от квазигосударственных компаний, и выводом 12 миллионов долларов за рубеж. Судья Серик КАНАТБАЕВ удовлетворил требования - редакция обязана опровергнуть даже те сведения, которые истец просил не опровергать!
Сама судьба свела редакцию “Времени” и судью. Он трудится в Жетысуском райсуде, а именно в этом районе находится офис газеты, поэтому встречаемся мы регулярно, и господин Канатбаев не устает нас удивлять своими решениями.
Но в этот раз ему удалось переплюнуть самого себя. От газеты потребовали опровергнуть сведения, касающиеся расследования уголовного дела. Материалы находятся в производстве Агентства финансового мониторинга, а мы опубликовали заметку на этот счет. Уголовное дело откровенно буксует - еще в 2018 году Минфин обнаружил, что по сомнительным контрактам за границу ушли большие суммы. Позже выяснилось, что несколько компаний занимались обналичиванием денег, а затем стало ясно, что к услугам обнальщиков прибегли в ТОО “Мусахан-Секьюрити ЛТД”. Собственно, об этом и была заметка.
Но исполняющего обязанности генерального директора “Мусахан-Секьюрити” Николая АРТЕМЧУКА обидела наша статья, поэтому он подал иск в суд, причем от своего имени. Но судья Канатбаев принял его в свое производство, как будто требования к газете “Время” предъявило ТОО “Мусахан-Секьюрити”. Не Артемчук, чьей фамилии даже не было в статье, а именно компания.
В ходе судебного разбирательства мы предоставили документы, прямо подтверждающие тот факт, что “Мусахан-Секьюрити” регулярно пользовалось услугами обнальщиков: есть как минимум два приговора суда, в которых указано, что охранное предприятие отмывало деньги через сомнительные фирмы.
Мы также показали судье заключение аудита, проведенного в рамках уголовного дела, где черным по белому написано, что “Мусахан-Секьюрити” заключило ряд договоров с квазигосударственными предприятиями, нарушив правила холдинга “Самрук-Казына”. Фактически это означает, что соглашения незаконны. Более того, проверка нашла нарушения и в работе самой охранной фирмы.
Истец настаивал в своих требованиях: мол, статья в газете “Время” повлияла на его деловую репутацию, и ряд компаний разорвали сотрудничество с “Мусаханом”. Мы просили показать хотя бы один расторгнутый договор или письмо от клиента с отказом с указанием причины в виде публикации Козачкова, но нам отказали: якобы это коммерческая тайна.
А еще мы предоставили данные из открытых источников, в том числе информацию по налоговым отчислениям “Мусахан-Секьюрити”. И вот ведь какой сюрприз - адвокаты компании утверждали, что статья газеты “Время” негативно сказалась на работе предприятия, но при этом выплаты в бюджет у фирмы почему-то растут! А это означает, что растет и прибыль.
Более того, согласно данным портала госзакупок, после выхода той самой статьи компания “Мусахан-Секьюрити” подписала пять новых договоров с госучреждениями - прокуратурами Алматинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей, а также с Усть-Каменогорской ГЭС и колледжем в Караганде. Но как же тогда из-за публикации “Времени” пострадала репутация охранной фирмы, если она продолжает свою деятельность, заключает новые контракты, увеличивает налоговые отчисления?
Ну и вишенка на торте: уголовное дело в отношении обнальщиков привлекло нас во многом потому, что ТОО “Мусахан-Секьюрити ЛТД” на протяжении долгих лет, в том числе и в период совершения предполагаемых нарушений, являлось предприятием семьи Шпекбаевых. Изначально, согласно данным egov.kz, фирма была зарегистрирована на дочь бывшего председателя антикора Жанну ШПЕКБАЕВУ, а после единственным учредителем являлся сын экс-борца с коррупцией Дамир ШПЕКБАЕВ.
И знаете, что натворил судья Канатбаев? Во-первых, он проигнорировал все документы, предоставленные редакцией. Например, решения судов, где указано, что руководители “Мусахан-Секьюрити” и ранее прибегали к услугам обнальщиков. Там даже прописаны суммы доначисления налогов, но судья их не заметил. Так и написал: “В этих приговорах товарищество не фигурирует”. Ну а как быть с тем, что оно там есть? Как их можно было не заметить, уважаемый суд?
Не прочитал господин Канатбаев и заключение аудита, проведенного в рамках уголовного дела, где четко сказано, что “Мусахан-Секьюрити” незаконно получило несколько миллиардов тенге от квазигосударственных предприятий. Однако в решении суда Канатбаев указал на отсутствие информации о том, что эти деньги выведены за рубеж.
В качестве доказательства того, что деньги были выведены за пределы страны, мы предоставили договоры контрагента с иностранными фирмами. Но почему-то судья решил, что этого недостаточно, и мы были обязаны принести ему контракты между “Мусахан-Секьюрити” и зарубежными компаниями. Но в “Мусахане” же не глупые люди работают, чтобы так тупо выводить деньги за рубеж, напрямую подписывая такие соглашения. Для этого и существуют посредники, уважаемый судья Канатбаев!
А вот и вторая неувязка: Канатбаев указал в решении, что ответчики “не предоставили дос-товерных доказательств того, что Шпекбаевы Жанна и Дамир являются родственниками “одного из бывших председателей антикора”. Мы несколько раз в редакции перечитали эту фразу вслух, чтобы до конца понять, какой смысл в нее вложил судья. Мы должны были доказать очевидный факт? Ну вроде, что за осенью придет зима? Или нам следовало ходатайствовать о проведении генетической экспертизы Алика Шпекбаева и двух человек с такой же фамилией и его отчеством? Возможно, опытный судья Канатбаев просто знает что-то такое о семье Шпекбаевых, о чем мы не ведаем...
Но самое смешное, что адвокаты в прениях попросили исключить требования об опровержении фразы, связанной с Жанной Шпекбаевой. То есть и они убедились, что она связана с компанией. Знаете, как поступил судья Канатбаев? Он остановил прения, вернулся к судебному следствию и дал понять адвокатам, как нам показалось, что они не могут менять заявленные требования. А затем удовлетворил их в полном объеме. То есть даже ту фразу, которую в ходе суда признали достоверной представители “Мусахана”, суд требует опровергнуть!
И еще. Оглашенное решение лично у меня не вызвало удивления - у нас, как известно, судебная система подвержена коррупции, служителей Фемиды регулярно ловят на взятках... Быть может, Серик Канатбаев ходит в должниках у антикора, поэтому даже детей бывшего председателя таковыми не признает? Но зато у меня появилось чувство беспокойства - беспокойство за здоровье судьи Канатбаева: он игнорирует очевидные факты и, видимо, не до конца понимает суть прочитанного в документах. Более того, судья Канатбаев легко игнорирует законодательство. Например, принимая иск от физического лица, он удовлетворил требования юридического. А объясняя это решение, просто указал, что “имела место ошибка при составлении искового заявления”. Удобно, согласитесь.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы