Сидите, Шура, сидите!
О снижении контингента тюремного населения в последнее время с различных высоких трибун говорят много: гуманизация, амнистия, закрытие аварийных колоний...
Но за всем этим умалчивается одна из важных задач уголовно-исполнительной системы (УИС) - трудоустройство заключенных. Дешевая рабочая сила, огромные производственные площади колоний и круглосуточная охрана весьма привлекательны для бизнеса. Но…
Желание отдельных чиновников пенитенциарной системы сорвать куш сводит на нет все попытки руководителей комитета УИС МВД и госпредприятия “Енбек”, обеспечивающего жизнедеятельность исправительных учреждений, решить проблему с работой по ту сторону колючки. В нашу газету нередко обращаются предприниматели с жалобами на директоров филиалов РГП, создающих различные препоны для желающих открыть бизнес в колониях.
И часто такие факты подтверждаются. Например, осуждены директор РГП “Енбек-Жаугашты” и юрист этого филиала. Сотрудники антикоррупционной службы и собственной безопасности департамента УИС по Актюбинской области поймали с поличным руководителя “Енбек-Актобе”. Задержан его коллега из “Енбек-Атырау”, ранее объявленный в розыск по подозрению в систематических взятках и хищении. По данным КУИС, за последние три года в 14 филиалах “Енбека” по разным причинам (в основном негативным) уволены 40 директоров и 21 главный бухгалтер!
Сегодня в промзонах казахстанских колоний 232 предпринимателя приняли на работу 3700 заключенных, которым платят зарплату в среднем около 50 тысяч тенге. Но это мизер - за решеткой сидят 30 044 человека, трудоспособными признаны 20 403 из них. Они хотят работать, погашать судебные иски и помогать семьям. Однако из-за безработицы многие сидельцы вынуждены годами тянуть деньги с воли, чтобы покупать в магазинах колоний продукты. 26 619 осужденных имеют иски на общую сумму задолженности 1 миллиард 353 миллиона тенге!
А ведь именно погашение исков считается одним из условий выхода на свободу условно-досрочно или для смягчения наказания. На это обстоятельство опирается суд, когда рассматривает ходатайства на УДО: погасил иск, исправился - добро, нет - сиди дальше. Выходит, снижение численности тюремного населения всего лишь громкие слова?
- Мы приглашаем предпринимателей создавать рабочие места, направляем заявки в департаменты государственного имущества и приватизации по имеющимся пустующим помещениям производственных зон учреждений, - говорит председатель КУИС Жанат ЕШМАГАМБЕТОВ. - С местными акиматами заключаем меморандумы по размещению заказов на продукцию, оказанию услуг для нужд учреждений и социальных программ, в том числе и привлечение субъектов малого и среднего бизнеса.
Но практически во всех колониях здания, сооружения и инженерные сети, расположенные в промышленной зоне, в неудовлетворительном состоянии. Многие бараки 30-х годов постройки прошлого столетия ремонту не подлежат. Все это негативно сказывается на привлечении субъектов малого и среднего бизнеса. На текущий ремонт объектов учреждений УИС выделили в 2020 году лишь 108 миллионов тенге - меньше пяти процентов от общей потребности!
Законодатель четко прописал категории сидельцев, которым работа в колониях противопоказана: освобожденные от труда заключением врача, инвалиды 1-й и 2-й групп, пенсионеры, водворенные в строгие условия содержания, одиночные камеры, дисциплинарные изоляторы, ожидающие этапа, транзитные заключенные в СИЗО. Всем остальным трудиться можно, и зэки горят желанием зарабатывать, но...
- Трудоустройство осужденных является одним из важнейших вопросов нашей деятельности, - считает руководитель КУИС. - Но обеспечить всех работой невозможно, поэтому осужденные лишь частично погашают свои долги - около 400 миллионов тенге ежегодно. Основной работодатель в колониях - РГП “Енбек” и “Енбек-Оскемен”. Являясь государственными предприятиями, они не получают никаких субсидий из республиканского бюджета и ведут свою деятельность только за счет собственного дохода.
По данным КУИС, в основном все здания находятся на балансе предприятий “Енбека”. Он, в свою очередь, из-за нехватки финансов не может провести капитальный ремонт промышленных зон. Все это привело к тому, что по причине отсутствия надлежащих условий по обеспечению осужденных работой в КУИС не могут трудоустроить всех. Отсюда - не погашаемые годами, а в отдельных случаях десятилетиями судебные иски и материальный ущерб потерпевшим. Кроме того, многие сидельцы должны платить алименты, но не имеют такой возможности.
- Вопрос трудоустройства требует поддержки государства и общества, - уверен Жанат Ешмагамбетов. - Такая практика существует во многих развитых странах. В США, например, тюремная индустрия весьма развита. Федеральные структуры в обязательном порядке размещают заказы на изделия, входящие в номенклатуру тюремного производства. Пенитенциарная система пользуется большой поддержкой государства не только в странах Европы, но и в странах ближнего зарубежья - России, Киргизии, Узбекистане.
Между тем на некоторых предприятиях “Енбека” зэков используют в качестве бесплатной рабочей силы. Например, в колонии строгого режима в Заречном Алматинской области за пошив формы для местного ДЧС “Енбек” заплатил зэку… 80 тенге! Другой сиделец за месяц заработал аж 1800 тенге (см. “Why is КУИС?”, “Время” от 14.3.2018 г.). Лет семь назад начальник департамента Генпрокуратуры по надзору за соблюдением прав лиц, отбывающих наказание, Серикбай ЕРИМБЕТОВ в интервью нашей газете о проблеме трудоустройства в колониях прямо заявил:
- Эти вопросы нужно передать начальству колонии. Они же принимают осужденного, годами воспитывают и исправляют его. Но надо признать, что нет стабильной работы в колониях. Конечно, в некоторых еще действуют цеха “Енбека”, но там работают лишь десятки людей, а сидят десятки тысяч! Есть у нас богатые дядьки - пусть построят колонии, тем более что государство гарантирует им возмещение затрат. Построй завод в колонии - там масса желающих работать. Эти идеи нужно воплощать в жизнь самим куисовцам, а не сидеть и ждать инвестора (см. “Отпустите КУИС на волю!”, “Время” от 15.8.2016 г.).
Судя по сегодняшней ситуации с безработицей в зонах, к мнению прокурорского генерала руководители пенитенциарной системы и “Енбека” даже не прислушались…
Тем временем государство каждый год продолжает вливать десятки миллиардов тенге на содержание заключенных. В прошлом году на эти цели было потрачено 43,4 миллиарда тенге. Бюджет этого года намного внушительнее - более 54 миллиардов. Суточное содержание одного осужденного обходится казне в 1700 тенге. Столько же “весит” и суточный паек солдата срочной службы, охраняющего колонию…
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы