5768

Отпустите КУИС на волю!

В предыдущих номерах нашей газеты о деятельности пенитенциарной системы страны рассказал председатель КУИС МВД Бауржан БЕРДАЛИН (см. “Наказание не должно быть чрезмерным” и “Ленд Крузер” достался мне по наследству”, “Время” от 21.7 и 23.7.2016 г.). Сегодня в дискуссию вступает начальник департамента по надзору за соблюдением прав лиц, задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание, Генеральной прокуратуры Серикбай ЕРИМБЕТОВ (на снимке). Собеседник сразу же дал понять: не все так идеально в системе КУИС, как уверяет г-н Бердалин.

- Конечно, сделано немало, о чем Бердалин говорил в интервью вашей газете. Но есть немало упущений, - считает он. - Это нарушения прав человека, пытки, факты изнасилования - перечень “пробелов” довольно обширный. Одна из проблем кадровая. Костанайская академия МВД готовит специалистов для работы в КУИС. Но подчиняется вуз не этому комитету, а департаменту кадров полицейского министерства, у которого свой подход к образованию. Задача полицейских - охрана общественного порядка, а КУИС - исправление осужденного. Это совершенно разные функции. А мы продолжаем идти по проторенной дорожке: КУИС рапортует о снижении преступности за решеткой. Действительно, стало меньше правонарушений в колониях, но можно же достичь еще большего! Ведь большинство осужденных не воры в законе или отпетые урки - это люди, не потерянные для общества, которые однажды оступились. Задача куисовцев - помочь таким людям исправиться, освободиться как можно скорее и тем самым сократить до минимума тюремное население.
- Немало фактов, когда администрация колонии ходатайствует об УДО, прокурор поддерживает, но судья отказывает, сославшись на свои внутренние убеждения…
- Такие моменты были, но сегодня ситуация в корне изменилась. Два года назад мы проводили заседание на тему пенитенциарной реформы, где говорили о снижении тюремного населения. В нас еще сидят советские понятия: раз посадили - пусть сидит, даже если закон дает право на условно-досрочное освобождение. А вдруг пойдет на рецидив?! Вот эти факторы и влияли на пассивность судов при рассмотрении ходатайств на УДО. Мы предложили поменять подход, и с прошлого года суды стали чаще выпускать по УДО: из 100 ходатайств судьи удовлетворяют больше 70.
- Есть другая проблема - трудоустройство в колониях и последующая реабилитация бывших сидельцев службой пробации. На бумаге все идеально. А как же в реальности?
- Вопросы трудоустройства нужно передать начальству колонии. Они же принимают осужденного, годами должны воспитывать и исправлять его и не допустить, чтобы нормальный человек впитал за решеткой тюремную субкультуру. Но надо признать, у нас мощной службы пробации нет. Как нет и стабильной работы в колониях. Конечно, в некоторых еще действуют цеха РГП “Енбек”, но там работают лишь десятки, а сидят сотни. А еще нужно улучшать систему перевоспитания. Сейчас как: сажают, кормят три раза в день, спать укладывают и будят по звонку - вот и вся работа администрации. Но мы же хотим, чтобы человек вышел законопослушным, какой бы срок ему ни определил суд.
- Чем же тогда занимаются реабилитационные центры при КУИС, которые были созданы для работы с бывшими сидельцами? В Казахстане их уже шесть…
- Руководство КУИС наконец-то должно научиться жить самостоятельно и решать все вопросы, а не оглядываться на “материнское” министерство. Нужно, чтобы законы работали на деле, а не на бумаге. Чем занимаются психологи КУИС? Пишут различные справки, ставят на учет суицидников. Мое мнение: нужно отпустить КУИС в самостоятельное плавание. Погоны можно сохранить, ведь за решеткой сидят далеко не ангелы. Но можно сделать эту систему гражданской. Тогда придется работать, а не сидеть в кабинете и просить деньги из бюджета на разные новшества. Давайте сравним: одна колония с покамерным содержанием обойдется примерно в 20 миллиардов тенге. На эти же деньги можно построить четыре детсада или три средние школы. Если выбирать - садики и школы в приоритете, их в стране не хватает. Либо, как вариант, привлекать инвесторов в строительство современных колоний. Есть у нас богатые дядьки - пусть построят колонии, тем более что государство гарантирует им возмещение затрат. Построй завод в колонии - там масса желающих работать… Эти идеи нужно воплощать в жизнь самим куисовцам. А не сидеть и ждать инвестора. В Астане есть колония строгого режима, около 600 человек там сидят. В этой колонии мощнейшая производственная база. Мы предложили руководству КУИС: отдайте базу предпринимателям, пусть ставят свое оборудование и зарабатывают. А взамен построят за чертой города новую современную колонию. За 30 лет государство выкупит ее, а завод останется в собственности бизнесмена. Уверен, такие предприниматели найдутся - вот только их нужно искать!
- В некоторых учреждениях имеются факты влияния эмиссаров нетрадиционного ислама на осужденных. На заседании Совбеза глава КНБ Владимир ЖУМАКАНОВ доложил президенту: террорист Руслан КУЛЕКБАЕВ именно в колонии попал под влияние так называемых бородачей. Что мешает сотрудникам колонии бороться с влиянием запрещенных в нашей стране религиозных течений?
- Пять лет назад мы выступили с предложением содержать бородачей покамерно, чтобы изолировать от основного контингента. Оптимальный вариант - в одной камере двое так называемых общеуголовников и один бородач. Ведь важно не допустить формализма и рапортизма. Нетрадиционный ислам - идея, от которой очень трудно отказаться. Нужно в системе внедрить принципиально новую систему противодействия, улучшить работу воспитателей. Барачная система содержания осужденных показала: невозможно вести воспитательную работу среди 50-70 человек, годами находящихся в одном бараке. Нужно привлекать к такому противодействию специалистов КНБ, экспертов ДУМК, прокуроров, общественников. Но это сложно. Системе проще контролировать осужденных - поставить в отрядах камеры наблюдения, ужесточить режим, применять разные виды наказания, чем в КУИС и занимаются. Они рапортуют: благодаря нашей работе мы поставили столько-то осужденных на умеренный уровень. Как госслужащий хочу им верить. Но как у человека, знающего систему изнутри, у меня возникает вопрос: насколько реальны такие рапорты?
- Вы согласны с доводами экспертов ООН, рекомендовавших Казахстану вывести СИЗО и колонии из подчинения МВД?
- Пенитенциарная система должна существовать отдельно. Сейчас она реформируется: покамерное содержание, внедрение электронных браслетов, усиление роли службы пробации, вопросы трудоустройства. Например, в эту службу передали более 40 тысяч условников - это огромная армия, с которой нужно усиленно работать. А подчиненность МВД этому, скажем так, не помогает.
- В последнее время депутаты парламента озаботились аппетитами МВД. Сотни миллионов были потрачены на установку глушилок в СИЗО и колониях - и позже министр КАСЫМОВ называет их неэффективными, и вокруг колоний построили противозабросовые шестиметровые заборы. Это новые внушительные затраты. Теперь вот на электронные браслеты просят немалые средства из бюджета…
- Пассивность руководства КУИС и МВД, прямо скажу, злит. Еще в 2010 году подписали закон об этих браслетах - за шесть лет ничего существенного не сделали! Хотя много было сказано красивых слов о “передовых технологиях”, “эффективном контроле”. Делайте - что вам мешает?! Почему инициатором многих межведомственных заседаний по тюремным реформам выступает Генпрокуратура, а не МВД или КУИС?! Считаю, там нужны фанаты своего дела, которые бы продвигали эти вопросы.
- Почему бастыки из СИЗО и колоний ограничили доступ членов общественно-наблюдательных комиссий в свои учреждения? Им есть что скрывать?
- ОНК - мощный инструмент общественного контроля. В некоторых колониях с опаской относятся к их визитам - выводы общественных комиссий могут стоить кое-кому должности. Приведу один пример: члены ОНК Алматы провели внезапную проверку женской колонии в Алматинской области и выявили ряд нарушений. Мы перепроверили - нарушения подтвердились. Я бы хотел больше активности от членов ОНК, ведь они выявляют всю картину. А когда им приходится заранее договариваться о посещении, у администрации есть возможность многое скрыть, замазать. Но рано или поздно правда вскроется. Сказал же Господь: бойся слез обиженного тобой человека, потому что он будет просить Меня о помощи - и Я ему помогу…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта prokuror.gov.kz, Алматы - Астана

Поделиться
Класснуть