Железная хватка
Суд над полицейскими высветил схему крышевания хищений на “Арселоре”
Металлургический комбинат “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) перманентно притягивает внимание расхитителей всех мастей. Местный суд периодически отправляет на нары целые команды “металлистов”, попавшихся на кражах. Как правило, эти группы хорошо организованы, зачастую имеют сообщников или покровителей в охранных структурах предприятия и правоохранительных органах. Понятно, что без поддержки свыше воровать металл и прочие расходники грузовиками не получится.
Заглянуть во внутреннюю кухню хищений можно через свежий приговор преступному ансамблю, в состав которого вошли предприниматели и полицейские, по служебному долгу обязанные пресекать кражи с территории АМТ.
Начать, пожалуй, стоит с того, что в июле 2019 года пост начальника управления полиции Темиртау занял 35-летний на тот момент подполковник Алибек МОЛДАБЕКОВ. На потомственного офицера, отец которого Турсун МОЛДАБЕКОВ в нулевых работал заместителем руководителя областного ДВД, власти города металлургов возлагали большие надежды.
- Я вам желаю всего самого лучшего, успехов. Надеюсь, будет очень много изменений, подвижек, потому что сегодня нам необходима в городе жесткая работа со стороны полицейской службы, - напутствовал новобранца тогдашний аким Галым АШИМОВ.
Впрочем, уже через полгода после назначения младший Молдабеков оказался в эпицентре грандиозного скандала. Своего кресла он лишился, но зато загадочным образом избежал более серьезных последствий. Против него дал показания один из ключевых фигурантов крупного хищения с меткомбината. Подробности этого признания зафиксированы в приговоре Темиртауского горсуда, поэтому мы не видим причин не поделиться ими с нашими читателями.
Индивидуальный предприниматель из Темиртау Даулет ТУРСЫНБЕКОВ после задержания рассказал, что познакомился с Алибеком Молдабековым пять-шесть лет назад и все это время поддерживал с ним отношения. Когда подполковника назначили главным бастыком над темиртаускими стражами порядка, дружба перетекла на новый уровень. Даулет вместе с офицером и его приближенными нередко отдыхал в сауне карагандинского гостиничного комплекса. Там и узнал, что Молдабеков якобы погряз в больших долгах: занял для родственника сто тысяч долларов, а тот бросил семью и скрылся с деньгами. Друзья договорились материально помогать правоохранителю, а также предоставлять ему оперативные сведения о хищениях на АМТ и обстановке в городе, чтобы Молдабеков “мог показать свою работу”.
На одной из посиделок в сауне подполковник завел разговор о том, что ему нужен надежный человек в Восточном отделе полиции Темиртау, на обслуживаемой территории которого расположен меткомбинат. Его сокурсник подсказал кандидатуру Бахтияра ИСАКОВА, ранее работавшего на руководящих должностях в местной полиции, но из-за какого-то проступка переведенного на службу в ИВС. Через небольшой промежуток времени, по словам предпринимателя, Молдабеков назначил Исакова замначальника “восточки”, а затем новичка тоже стали приглашать на отдых в гостиничный комплекс.
Из показаний Турсынбекова: “…Насколько мне было известно, Исаков владел информацией о происходящем на заводе, знал, кто занимается хищением металлопродукции, какие там ставки, через кого все это решается. Исаков стал помогать Молдабекову погашать его долги. Схема была такова: Исаков запускает на завод своего человека, который систематически на грузовых автомашинах вывозит металлопродукцию и за каждый рейс платит Исакову определенную сумму за то, что Исаков закрывает глаза на факт хищения, то есть оказывает покровительство лицам, занимающимся хищением. Эта сумма, насколько мне известно, была в размере 700 тысяч тенге…”
Сценарий не новый, даже арселоровцы позже не отрицали, что к кражам могут быть причастны их работники и сотрудники охранных фирм. Обладатели не слишком больших зарплат легко поддаются искушению получить дополнительный нелегальный доход. Тем более что в учетной системе предприятия есть бреши, позволяющие тащить все, что плохо лежит. Вот и в этой истории кто-то тайно содействовал обогащению покровителей в погонах.
По версии следствия, в сговоре с Исаковым действовали два бизнесмена - Адиль АЛИПБАЕВ и Дулат ШМАНОВ по прозвищу Дука. У второго в пользовании находилось здание бывшей трансформаторной башни, расположенное на территории АМТ, а также имелся принадлежащий отцу склад на улице Мичурина в Темиртау. Украденные неустановленными гражданами материальные ценности поначалу попадали в башню, потом вывозились грузовиками на склад и далее распродавались. Часть ворованного груза позднее нашли в Шымкенте, были сведения и о поставках в Россию. В списке похищенного числятся металлопрокат горячекатаный, рифленый и оцинкованный, трубы, транспортерная лента, металлолом, графитовые электроды, мешки с ферросилицием, негабаритная обрезь металлических листов, алюминиевая и катаная проволока, а также другие предметы. Вес исчисляется десятками тонн, преступная прибыль - миллионами. А точнее, “Арселор” подсчитал, что общая сумма убытков составила 46 миллионов 571 тысячу 158,9 тенге.
По предположениям потерпевших, рабочие нескольких цехов из-за отсутствия автоматического или иного учета завышали данные по расходу материалов, чтобы передавать высвобожденные излишки злоумышленникам. Кроме того, выяснилась еще одна уязвимость: негабаритная обрезь перевозилась вагонами из одного подразделения в другое. Но прежде чем попадала к месту назначения, отстаивалась на станции Прокат от трех часов до суток и, по сути, не охранялась. А бывшая трансформаторная башня, где Шманов устроил перевалочную базу, находилась всего в 50 метрах от станции. В общем, условия для совершения плохих поступков на АМТ были весьма подходящими.
А куда же смотрела охрана? Не исключается, что некоторые секьюрити тоже были втянуты в процесс хищений и получали вознаграждение за временную слепоту. Именно об этом замначальника Восточного ОП Бахтияр Исаков, Дулат Шманов, Адиль Алипбаев, Даулет Турсынбеков и еще один вовлеченный в схему оперуполномоченный “восточки” Толеген САРСЕМБАЕВ договаривались со старшим инвестигейтором охранной фирмы, которому следователи присвоили псевдоним Иванов Иван Иванович. Ему предлагался гонорар в размере 50 тысяч тенге с каждой машины с похищенным грузом. За смену порой получалось по 350-340 штук. Из уст расхитителей звучали заявления, что безопасность операций гарантирует начальник управления полиции Темиртау. Однако инвестигейтор поставил в известность о сомнительных просьбах свое руководство, службу безопасности “Арселора” и полицейских рангом повыше. А в дальнейшем помог разоблачить нечестную компанию.
Конечно же, в ходе расследования применялись спецсредства: прослушка телефонных разговоров, записи встреч и бесед фигурантов на скрытую видеокамеру. А на территории трансформаторной башни и склада были обнаружены конкретные вещдоки, которые сотоварищи не успели реализовать. Тем не менее из всех подсудимых свою вину полностью признал только Даулет Турсынбеков, который непосредственно в кражах не участвовал, но содействовал им - знакомил участников схемы друг с другом и порой координировал их действия. За раскаяние и содействие следствию его наказали лишь двумя годами заключения в колонии минимальной безопасности. Все остальные подельники ушли в отказ.
Примечательно, что, несмотря на весьма частое упоминание в материалах уголовного дела имени начальника Темиртауского УП Молдабекова, ему удалось не загреметь на скамью подсудимых. Видимо, следствие не сумело подкрепить словесные откровения Турсынбекова более вескими уликами. Однако ставленник подполковника Бахтияр Исаков получил за хищения и превышение власти и должностных полномочий 9 лет лишения свободы. Его коллегу-опера Толегена Сарсембаева наказали 8 годами, а предпринимателей Шманова и Алипбаева - 7 и 6 годами заключения соответственно.
Приговор еще не вступил в законную силу и, скорее всего, будет обжалован. Ведь Исаков считает, что оказался жертвой подставы. По его утверждениям, он вел разработку, хотел вывести на чистую воду расхитителей металла, внедрял на комбинате своих агентов и давал задание оперативнику Сарсембаеву реагировать на выезд с территории АМТ подозрительных машин. Однако с нормальными зацепками правоохранителям якобы не везло. По мнению Исакова, инициатором формирования уголовного дела против него стали руководители службы безопасности “Арселора” и охранной фирмы. Таким образом, он, похоже, намекнул на то, что попросту мешал кому-то заниматься хищениями. Возможно, в его словах есть только доля правды. Почему бы ситуация не могла развиваться по такому сценарию, когда вновь назначенные полицейские бастыки пытались занять давно поделенные криминальные ниши, но нарвались на более влиятельных крышевателей краж? Ведь в суде подтвердился факт, что многие ценности на меткомбинате хранятся без должного пригляда. И неудивительно, что находится много желающих прибрать их к рукам.
Подкормка с “хищняка”, судя по завидной регулярности уголовных расследований, стала практически местным социальным явлением. Впрочем, это лишь догадки и предположения, навеянные позицией Бахтияра Исакова. А он имеет право защищать себя любым не запрещенным законом способом, в том числе лгать во спасение.
Ирина МОСКОВКА, Караганда