2913

А Минэкологии против

Вновь приостановили рекультивацию самого ядовитого озера страны

А Минэкологии против

За три десятка лет на водоеме Кошкар-Ата в Мангистауской области накопилось почти 105 миллионов тонн твердых отходов, из которых 51,8 миллиона тонн с суммарной радиоактивностью 11,2 тысячи кюри. Озеро площадью более 77 квадратных километров считается одним из крупных в мире хвосто­хранилищ. Более 10 лет назад самые опасные его участки, где было зафиксировано превышение радиации, забетонировали. В настоящее время проблемными остаются 66 кв. км.

Наша газета уже сообщала о начале первого этапа рекультивации озера (см. “Приказано уничтожить”, “Время” от 20.3.2021 г.). К этой работе привлекли АО “Павлодарский речной порт”. Тогда его председатель Тлеубек НУРСЕИТОВ заверял, что никакой радиации в озере нет.

- Когда мы изучали проект, то проводили замеры, которые показали, что здесь нет превышения допустимых норм радиации. На рекультивацию озера по проекту понадобится 3 года 10 месяцев. Но так как начало работ затянулось, мы планируем усилиться, то есть будем привлекать больше сотрудников и спецтехники. В любом случае в целях безопас­ности своих сотрудников будем задействовать специалистов для замеров радиации, - говорил в интервью нашему изданию Тлеубек Нурсеитов.

Подрядчик вел отсыпку грунтом толщиной 30 сантиметров. До конца этого года таким методом он планировал рекультивировать более четырех тысяч гектаров территории. Однако спустя три месяца все работы были приостановлены и удалось засыпать лишь 115 гектаров. Как рассказал представитель подрядчика Куандык ОРАЗГАЛИЕВ, на данный момент их компания ожидает от Министерства экологии положительного решения.

Кто допустил ошибки в проекте и, самое главное, почему так резко остановили рекультивацию? Сейчас в этом пытаются разобраться народные избранники. Недавно в регионе с рабочей поездкой побывал депутат мажилиса Едил ЖАНБЫРШИН (на снимке), который ознакомился с ситуацией на хвостохранилище. По приезде в Нур-Султан он подготовил несколько запросов в различные министерства, которые будут подняты на ближайшем пленарном заседании.

- Необходимо разобраться, почему подрядной организации не были выплачены деньги уже за выполненные работы. Конкурс прошел, депутаты еще в апреле при корректировке республиканского бюджета добились выплаты в один миллиард тенге на текущий год. В данный момент подрядная компания выполнила работы на сумму 500 миллионов тенге, но выделенные средства еще не перечислены в область. Кроме этого в связи с чем Министерство экологии приостановило все работы? Ведь этот проект прошел все экспертизы, в том числе экологическую, - недоу­мевает Едил Жанбыршин.

Кстати, депутат хорошо знаком с проблемой рекультивации озера. Еще в 2012 году, будучи акимом Актау, он держал на конт­роле этот вопрос. При нем была решена земельная проблема хвостохранилища, без которой невозможна была дальнейшая рекультивация отходов. Потом возник вопрос, какую технологию применить. Рассматривалось несколько вариантов: переработка радиоактивных отходов, покрытие свинцом либо баритом, заполнить морской водой и засыпать грунтом. Так как первые четыре варианта оказались очень дорогими, остановились на засыпке грунтом. Однако реализация проекта начала буксовать с самого начала.

Выяснилось, что областной бюджет не в силах потянуть такие расходы, поэтому приняли решение передать ядовитое озеро на республиканский баланс. Пока шел процесс передачи, проект устарел и необходимы были дополнительные средства. Затем начались суды из-за объявленного тендера. Изначально победителем конкурса стало АО “Павлодарский речной порт”, не имеющее на тот момент лицензии на работу с радиоактивными отходами.

Как отмечает руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области Дуйсен КУСБЕКОВ, расчетами стоимости рекультивации озера занималась специально привлеченная компания “Семейгражданпроект”, специалисты которой не прописали в тендерной документации требования о лицензии. Правда, когда шли судебные споры, АО “Павлодарский речной порт” все-таки получило эту лицензию. А когда все тяжбы прекратились, компания все же приступила к рекультивации. Однако через три месяца Министерство экологии решило почему-то ее приостановить.

Тут можно вспомнить, что еще в начале реализации проекта многие эксперты были скептически настроены относительно применяемой технологии. Тогда специалисты отмечали, что такой подход как мина замедленного действия: неизвестно, какие вещества могут подняться со дна озера и попасть в воздух. Возможно, в министерстве вспомнили, что по составу отходы состоят из наиболее токсичных членов урано-радиевого ряда. Это стронций, уран, радий, торий, аммоний, а также цинк, фосфаты, марганец, нитраты и нитриты, молибден, свинец, цинк.

В свое время рекультивация хвостохранилища осуществлялась на незначительной части площади - всего 1,72 кв. км, что составляет 2,2% от всей его площади. Процесс пылеобразования в последние годы усиливается, и концентрация пыли в воздухе возрастает в 1,36 раза. Кроме этого вследствие постепенного высыхания и увеличения площади оголенных участков озера к северу выявлены радиоактивные и химические загрязнители окружающей среды, которые отрицательно воздействуют и отражаются на всех компонентах природных ресурсов и регулирования природопользования.

Сейчас Министерство экологии решило провести, наверное, для подстраховки исследования с привлечением специалистов Национального ядерного центра. Как отмечает руководитель департамента экологии Мангистауской области Руслан ТУКЕНОВ, в министерстве рассматривается вопрос, насколько целесообразно применение технологии засыпкой грунта.

- Этот проект прошел экологическую экспертизу еще несколько лет назад. За это время изменились технологии, появились более современные и прогрессивные методы. Сейчас в министерстве встал вопрос эффективности в применении именно этой технологии, есть ли от этого экологический эффект, - говорит Руслан Тукенов.

Тем временем многие эксперты приводят опыт европейских стран, где подземные шахты с радиационными отходами заливают 500-метровым слоем воды, при этом вокруг все бетонируют и сверху закрывают материалами, не пропускающими радиацию. Однако в нашем случае чиновники решили засыпать опасные отходы всего лишь 30-сантиметровым слоем песка, а затем на этом месте высадить зеленые насаждения. Надо ли говорить, сколько в этом случае только на посадку деревьев миллионов тенге вылетит в трубу...

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Наша справка

Чем мельче, тем хуже

- Хвостохранилище Кошкар-ата расположено в пяти километрах от Актау и в восьми от побережья Каспия. В советское время в процессе добычи урана это озеро использовали для складирования отходов, в том числе металлических конструкций с рудников. Сюда же везли отходы с химического горно-металлургического завода, промышленные отходы с серно-кислотного комбината, и все это заливалось сверху неочищенными сточными водами.

- Тогда хвостохранилище не представляло никакой угрозы, так как объем сточных вод превышал его испарительную способность, что привело к полному затоплению отходов.

- Однако в последние 20 лет объем испарения стал превышать количество сливаемых сточных вод, и озеро начало быстро мелеть. В итоге в южной части хвостохранилища обнажилась значительная часть отходов, образовав пылящие пляжи, с которых при дальнейшем высыхании сдувалась токсичная пыль.

- Сколько оголила участков нынешняя жара, которая стояла в регионе все лето, никто не подсчитывал.

Поделиться
Класснуть