35267

Приказано уничтожить

Рекультивация самого ядовитого озера в Казахстане может обернуться экологической катастрофой

Приказано уничтожить

В Мангистауской области начался первый этап ликвидации радиоактивного озера Кошкар-Ата, в котором за 30 лет накопилось почти 105 млн тонн твердых отходов. Из них 52 млн считаются особо опасными. Жители региона вздохнули с облегчением: мол, наконец-то застарелая экологическая проблема начала решаться. Однако эксперты не спешат радоваться и считают засыпку озера грунтом просто халтурой, которая может нанести невосполнимый ущерб экологии региона.

Ликвидация водоема общей площадью 77,18 км2 должна была начаться еще в прошлом году, но участники тендера не согласились с его итогами и обратились в суд (см. “Золотое дно”, “Время” от 11.11.2020 г.). Основанием послужил тот факт, что победитель не соответствовал квалификационным требованиям конкурса - у него отсутствовал опыт работы в части рекультивации именно радиоактивных отходов, а также не было лицензии. Первую судебную инстанцию победитель тендера выиграл, однако вторую проиграл. В январе этого года иск рассматривал уже Верховный суд, который поставил точку в этом процессе.

Судьи отменили решение второй инстанции на основании того, что изначально в конкурсной документации заказчик не прописал обязательное наличие у подрядчика лицензии на деятельность по обращению с радиоактивными отходами. В свою очередь руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области Дуйсен КУСБЕКОВ отмечает, что расчетами стоимости рекультивации озера занималась специально привлеченная компания “Семейгражданпроект”, специалисты которой не прописали в тендерной документации требования о лицензии.

- В свое время мы направляли официальное письмо в “Семейграж­данпроект” именно по этому вопросу, - поясняет Дуйсен Кусбеков. - Мы получили от них заключение, что для рекультивации озера Кошкар-Ата не требуется такой лицензии. Стоит отметить, что участки озера, где в свое время приборы зафиксировали повышенную радиоактивность, были давно ликвидированы.

Правда, отмечая нынешнюю безопасность озера, чиновник говорит, что в воздухе присутствуют мелкие частицы - нуклиды, которые представляют опасность для людей. То есть он признает, что радиация есть, но вот в проекте это не указано, как и в технической документации для определения подрядчика.

А между тем опытные геофизики недоумевают относительно действий чиновников и авторов проекта. Специалисты говорят, что у озера, где половина отходов радиоактивна, практически все участки представляют опасность.

- Во-первых, неизвестно еще, куда проникли эти отходы. В Мангистауской области почва очень пористая, хорошо впитывает влагу. И если, к примеру, лет десять назад в одну часть озера влили урановую воду, то куда она просочится, а затем в каком месте выйдет, неизвестно. Во-вторых, сам проект рекультивации вызывает массу вопросов. Правильным будет вокруг этого озера сделать бетонное кольцо, а затем уже засыпать грунтом. А по проекту решили просто это озеро отсыпать песком. И неизвестно, куда эти отходы просочатся. А учитывая, что недалеко находится Каспийское море, то можно только догадываться о последствиях. Кто пропустил такой проект и куда смотрели контролирующие органы, непонятно, - возмущается геофизик с 40-летним стажем Александр НОСОВ.

Опять же, специалисты отмечают, что при отсыпке грунта с глубины озера могут подняться и неизвестные вещества. Что на самом деле сливали в это озеро, досконально не знает никто. Все архивные документы по этому поводу долгое время были засекречены, а с развалом Советского Союза и вовсе вывезены за пределы Казахстана. Однако старожилы города и бывшие работники давно развалившихся заводов, с которых и стекались опасные отходы, вспоминают, что при ЧП на атомном реакторе БН-350 в трубопроводах, ведущих к озеру, был замечен литий.

Тем временем к рекультивации приступило АО “Павлодарский речной порт”. На объекте уже вовсю снует строительная техника, установлены вагончики для рабочих. Что сразу бросается в глаза, ни у кого из них, кроме касок, нет никакой индивидуальной защиты. В свою очередь председатель правления АО “Павлодарский речной порт” Тлеубек НУРСЕИТОВ признается, что не согласился бы участвовать в тендере, если бы там был пункт о наличии лицензии на работу с радиоактивными отходами. Однако зачем компания к моменту разбирательств в Верховном суде все же получила эту лицензию, остается неясным. Более того, для подстраховки подрядчик все же планирует постоянно проводить замеры радиационного фона.

- Мы позже получили лицензию, для того чтобы в дальнейшем к нам не возникало никаких вопросов. Что касается замеров, то, когда мы изучали проект, они проводились и показали, что здесь нет превышения допустимых норм радиации. На рекультивацию озера по проекту понадобится 3 года 10 месяцев. Но так как начало работ затянулось, мы сейчас планируем усилиться, то есть будем привлекать больше сотрудников и спецтехники. В любом случае для безопасности своих сотрудников будем привлекать специалистов для замеров радиации. Еще раз повторюсь, мы работаем строго по проекту, который нам предоставил заказчик, - объясняет Тлеубек Нурсеитов.

В настоящее время на рекультивационные работы из республиканского бюджета выделено 15,5 млрд тенге. В данный момент из 77 кв. км опасными остаются 66. Подрядчик планирует вести отсыпку грунтом толщиной 30 см. До конца этого года таким методом будет рекультивировано более 4 тыс. га территории.

Между тем еще в 2016 году Министерство экологии направило заключение государственной экспертизы на технико-экономическое обоснование рекультивации озера департаменту экологии и управлению природных ресурсов и регулирования природопользования о наличии радиоактивных отходов. Согласно этому документу в озере хранится 51,8 млн отходов с суммарной радиоактивностью 11, 2 тыс. кюри.

“По своему составу отходы представляют наиболее токсичные члены урано-радиевого ряда. Это стронций, уран, радий, торий, аммоний, а также цинк, фосфаты, марганец, нитраты и нитриты, молибден, свинец, цинк. В свое время рекультивация хвостохранилища выполнена на незначительной части площади - 1,72 кв. км, что составляет 2,2% от всей его площади. Процесс пылеобразования в последние годы усиливается, и концентрация пыли в воздухе возрастает в 1,36 раза. По данным РГП “Казгидромет”, среднемесячная концентрация взвешенных частиц постоянно превышает среднесуточную норму в 1,4-2,2 раза. Кроме этого вследствие постепенного высыхания и увеличения площади оголенных участков озера к северу выявлены радиоактивные и химические загрязнители окружающей среды, которые отрицательно воздействуют и отражаются на всех компонентах природных ресурсов и регулирования природопользования”, - говорится в заключении министерства.

То, что радиация есть на поверхности озера, подтверждает и руководитель НПУ “Эко Мангистау” Кирилл ОСИН. Он еще в 2016 году выезжал на озеро Кошкар-Ата и делал свои замеры. Уже тогда на некоторых участках были зафиксированы превышения уровня радиации. Хотя, по утверждению чиновников, самые опасные участки озера рекультивировали в 2009 году. Так вот, независимый эколог замерил оголившиеся участки, и его радиометр показывал от 20 до 34 микрорентген. К слову, перед выездом Кирилл Осин произвел замеры и в самом Актау, который расположен от озера в пяти километрах, и здесь этот показатель равнялся 10-12 микрорентген.

Неудивительно, что у экспертов и специалистов в радиационной сфере возникает так много вопросов к авторам проекта нынешней рекультивации. Что, они не знали про имеющуюся опасность? И каким образом этот проект прошел государственную экспертизу при наличии заключения Министерства экологии? На все вопросы чиновники из управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области предпочитают отвечать лишь одно: ну начали же. А вот какие последствия может нанести такая топорная работа как для жителей региона (сейчас в экологической зоне проживают свыше 370 тыс. человек), так и для сотрудников той же подрядной организации, чиновники предпочитают не задумываться.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть