6452

Не злите женщину

Психологи выяснили, почему в период пандемии коронавируса чаще всего близких терроризируют жены, матери и даже дети

Не злите женщину

На этой неделе в Алматы заработает “горячая линия” по работе с людьми, которые проявляют агрессию. Но консультации в рамках ее пилотного проекта начались уже в мае. Поработав с алматинцами, штатные психологи Центра по работе с агрессорами выяснили, что сегодня злодей, раскачивающий семейную лодку, - не всегда муж-дебошир. Гораздо чаще близких терроризируют жены и матери.

Вторыми в списке психологов значатся дети. Милые крошки могут злобствовать внутри семьи, а иногда и за ее пределами. Психологи центра рассказывают, что к ним обращались как подростки, понявшие, что перегибают, так и взрослые, осознавшие, что без профессиональной помощи из конфликта не выйти.

- Мы привыкли считать, что агрессия проявляется в подростковом возрасте. Но часто консультируем и совсем маленьких детей, - уточняет кризисный психолог, эксперт в области насилия Центра по работе с агрессией Алия БАЙЗДРАХМАНОВА. - Самому младшему нашему клиенту всего шесть лет. Его агрессивное поведение и неумение управлять эмоциями в семье довели его бабушку до критического состояния, почти до инсульта. Ребенок отбирал игрушки у младшего братика и сестрички и бил их. Причина в том, что мама и папа постоянно на работе. А ему, как старшему, еще и внушали - ты отвечаешь за всех, пока нас нет.

Алия БАЙЗДРАХМАНОВА.

Детей приводят не только родители, но и ближайшие родственники. Однажды мальчика, проявлявшего агрессию на детской площадке, с согласия его родителей привела соседка. Скучая от недостатка родительской любви, мальчишка начал оскорблять других детей, драться и даже воровать.

- Проект родился не случайно, а по запросу общества. По-хорошему одного такого центра на город мало, они должны быть в каждом районе, - отмечает Алия Байздрахманова. - То, что люди переживают сейчас, не располагает к спокойствию, - нестабильность, тревога за свою жизнь и здоровье, болезни и смерть близких. Участились случаи панических атак. Стало больше открытой агрессии в обществе. Но она также имеет и много оттенков, таких, как подозрительность, чувство вины, а иногда выходит через крики и брань, драки.

За час до встречи с нами психологи поработали с руководителем крупного городского предприятия, который сам заметил за собой излишнюю агрессивность. Под тяжелую руку обычно попадали подчиненные. Доходило уже до личных оскорблений, еще немного, и шеф пошел бы в рукопашную. Чтобы не усугублять ситуацию, он обратился за помощью. С людьми в центре работают по записи. Но высокопоставленного дебошира приняли в тот же день - слишком много людей у него в подчинении.

Иногда занятия бывают и групповыми. При этом сохраняется анонимность. Вместе с психологами, запустившими проект по работе с агрессорами, мы приехали в один из алматинских домов мамы. Здесь живут женщины, которые в силу разных обстоятельств оказались перед сложным выбором - отказаться от новорож­денного ребенка или попытаться устроиться в жизни, но с малышом. Интересная деталь - большинство женщин, усевшихся здесь в тесный круг спиной к фотографу, совсем молодые южанки. У всех на руках груднички. Для кого-то это долгожданное счастье, а для этих девчонок - одни проблемы.

Против них все - материальная составляющая, традиции, отцы-молодцы и даже их собственные родители. В Доме мамы есть крыша над головой, питание, даже профессию можно освоить. На то, чтобы выплыть, времени не так много - всего около года. За это время женщина должна как-то устроиться и жить уже самостоятельно с ребенком. Стоит ли говорить, что помощь психолога здешним обитательницам бывает крайне необходима. Загнанная в угол, молодая мать иногда ту ненависть, которую она испытывает к отцу ребенка или предавшим ее близким, проецирует на своего малыша.

- Женщина может проявлять холодность к ребенку, плохо заботиться о нем. Был случай, когда мать не кормила малыша грудью, хотя та была переполнена молоком. Некоторые мамы щипают своих детей, грубы с ними. Все это следствие пережитых ей самой трудностей. Примечательно, что не всегда помощь здешним женщинам требуется именно психологическая. Одна девушка была агрессивна и взвинчена из-за проблем с документами. Наш юрист помог решить вопрос, она выдохнула, успокоилась, - сказала доктор психологических наук, координатор группы экс­пертов проекта Акмарал ДАВЛЕТОВА.

Акмарал ДАВЛЕТОВА.

Однако не меньше причин взбелениться и у женщин, которых все привыкли считать идеальными женами, матерями, хозяйками. Психологи подчеркивают: повышенные требования общества обязывают их быть успешными во всем и везде, давят. Зачастую конфликт зреет там, где на одной территории проживают несколько поколений, да еще и периодически родственники сваливаются на недельку-другую.

Очень часто виной всему становится злосчастный ковид. Женщины просто устали бояться за близких и, запутавшись в своих чувствах, злятся на тех, кого хотят защитить. Психологи рассказывают, что у алматинцев возросло чувство вины. И все это плоды пандемии. Заболел близкий человек, умер - они все готовы взвалить себе на плечи.

- Приходят семейные пары, даже весьма возрастные. В отношениях появились лед, взаимное недоверие, конфликты, - говорят психологи. - Взрослым людям иногда помимо психологической помощи нужна и терапевтическая. Зачастую причина нестабильного поведения в гормональном фоне.

Обычно агрессия, которую проявляют женщины, не выливается в физическое воздействие. Чаще это эмоциональное насилие, обесценивание детей и мужа, постоянные упреки и придирки. Но если это вовремя не купировать - произойдет взрыв. А нередко, рассказывают специалисты, женщина начинает причинять вред себе.

- Бьют детей - это самый частый случай. А если не бьют, окружают такой “заботой”, что из нее дети видят выход только в суициде, - делится наблюдением Алия Байздрахманова. - Из последнего - муж, который не хочет работать. Его устраивает большая зарплата жены. И даже периодические “мастер-классы” от супруги он терпит. К нам обратилась женщина, которую эта перекошенная модель семьи не устраивает. Но некоторые мужчины терпят побои, как и женщины, ради детей. Была у нас на консультации дама, которая устраивала слежку за своими мужчинами. В отношениях она уже восемь раз и всегда идет по одному и тому же пути.

Есть у психологов проекта и практика помощи разным службам. Одна из недавних консультаций - в детском доме. Причем помогать пришлось и воспитанникам, и педагогам. Последние, не совладав с собой, могли приложить словом, зная, что за ребенка некому заступиться, оскорбляли его. Для детей же агрессия была скорее защитой. Но и звоночком для специалистов. Ведь она может привести к расстройству поведения, бродяжничеству и даже повторному сиротству.

- Одна воспитанница, которая постоянно задирает других детей, а потом винит себя, призналась, что после драки пишет письма Богу - просит прощения. Это уже начало терапии, - уверены психологи.

Поговорить об агрессии и о том, как ею управлять, команде психологов пришлось и с медиками города, и с сотрудниками департамента уголовно-исправительной системы.

- Они сейчас тоже работают с большим перенапряжением - и эмоциональным, и физическим, - поделилась Алия Байздрахманова. - Карантин изменил условия их работы, ведь даже приговоры сейчас выносят онлайн. Повысилось число правонарушений. И рядовым сотрудникам нелегко приходится работать в этой явно выраженной агрессивной среде. А мишенью нередко становятся уже их близкие. Бывает, сложно переключиться.

Но переключаться как раз и необходимо, уверены специалисты. Ведь в разумных дозах и под контролем агрессия даже полезна обществу. Важно уметь сбить прицел с человека, оглядеться, отвлечься, даже просто выйти из комнаты, уйти от конфликта. И дышать. Спокойно, на три счета - вдох, пауза, выдох. Так делают сами психологи, которым приходится погружаться в человеческий негатив. А еще они практикуют разного рода активности - для бодрости тела и духа.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть