Трудности неместных
Проблемы мигрантов и пути их решения обсудили эксперты в ходе встречи в Алматы. По оценкам участников “круглого стола”, основные проблемы, связанные с мигрантами, лежат в нескольких плоскостях.
Зачастую у мигрантов, в том числе внутренних, возникают проблемы с документами. До сих пор встречаются казахстанцы с советскими паспортами, есть иностранцы с давно истекшим сроком действия удостоверяющих личность документов. Из-за этого таких людей “официально не трудоустраивают, они не могут выезжать за границу, регистрировать брак, получать социальную помощь, оформлять свидетельства о рождении детей”, напомнила юрист общественного фонда “Сана сезiм” Элина ЕНИКЕЕВА. По ее мнению, эта проблема для них может усугубиться с переходом нашего государства на электронный документооборот.
Отсутствие документов создает для мигрантов дополнительные проблемы в получении медпомощи, и без того для них труднодоступной.
Согласно казахстанскому Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) наравне с гражданами республики. А иностранцы и апатриды, временно пребывающие в стране, а также лица, ищущие убежище, могут рассчитывать на получение ГОБМП лишь при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, если иное не предусмотрено нормативными актами и международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Например, согласно договору о Евразийском экономическом союзе граждане стран - членов ЕАЭС имеют право на получение экстренной помощи независимо от наличия страховки. Что касается остальных, то в соответствии со статьей 201 указанного кодекса получить услуги, включенные в ГОБМП, можно на основании добровольного медстрахования.
- Специальных пакетов для мигрантов не существует, - отметила представитель информационно-консультативного центра “Дѕрiс” Наталья ИСХАКОВА. - В основном это дорогостоящие страховки. Мигранты, временно пребывающие в Казахстане, их заранее не оформляют. Например, во время ковидной пандемии они не то что на бесплатной - на платной основе не могли получить помощь. Особенно лица, не имеющие документов (был закрыт доступ к ГОБМП. - М. А.).
- Мы сейчас работаем с семьей недокументированных мигрантов, которые прибыли в Казахстан в 1997 году и потеряли все документы. Нам приходится работать с двумя посольствами, поскольку они проживали и в Киргизии, и в Таджикистане, и нужно подтверждение, что они являются или не являются гражданами одной из этих стран. Это очень длительный процесс, а мать страдает сахарным диабетом, у нее большие проблемы с получением медпомощи. И нам приходится подключать всех партнеров, чтобы она хотя бы на платной основе могла ее получить. Ей уже сделали свидетельство о рождении, поскольку она родилась в Казахстане, но по нему ее не принимают. Ситуация очень тяжелая, - рассказала Исхакова.
Она также указала на нестыковки в нормативных актах. К примеру, утвержденные приказом министра здравоохранения правила оказания иммигрантам медицинской помощи содержат ссылки на утратившие силу документы:
- Документ, который должен быть настольной книгой в любом медицинском учреждении, содержит столько ссылок на утратившие силу нормативные акты, что пользоваться им практически невозможно. Когда мы проводили мониторинг в 2017 году, спрашивали медработников: как вы поступаете? Одни вообще категорически не принимали временно пребывающих в стране иностранцев, другие оказывали помощь всем. То есть единообразия не было. И хотя мы не раз указывали на эти нестыковки, документ остался в том же виде.
Еще одна проблемная для мигрантов сфера, на которую обратили внимание участники “круглого стола”, - это образование. По словам специалиста по мониторингу и оценке проекта развития молодежного корпуса Минобразования и науки Камилы КОВЯЗИНОЙ, трудовая миграция влияет на качество образования, поскольку доказано, что вовлеченность родителей в учебный процесс (имеется в виду не постоянный контроль и не выполнение заданий за ребенка, а обсуждение, совместный поиск информации и т. д.) значительно повышает успехи детей. А если родитель уезжает на заработки, оставляя ребенка дома или беря его с собой, и при этом условия жизни в чужой стране (да и просто в чужом городе) не самые лучшие, о такой вовлеченности не может быть и речи. Это касается не только детей мигрантов, пребывающих в Казахстане, но и казахстанских детей, чьи родители уезжают на заработки в другие страны.
- Когда ребенок остается без родителей на попечении своих родственников, это влияет не только на успешность процесса образования - дети подвергаются трудовой эксплуатации, - отметила при этом эксперт. - Звучит жестко, но часто ребенок занимается домашним трудом, либо идет в поле, либо подрабатывает на рынке. Когда родителей нет рядом, его права защищены намного меньше.
Подводя итоги “круглого стола”, координатор организовавшего его общественного фонда “Центр исследования правовой политики” Аяжан ОЙРАТОВА пообещала донести обозначенные участниками проблемы и рекомендации до адресатов - различных министерств и ведомств Казахстана.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы